На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Второй день

 

Жажда знаний



Начали с самого главного испытания конкурса — открытого урока. «Конкурсное задание «Урок»: метапредметный подход как важнейшее требование ФГОС общего образование» — так называлась лекция-консультация лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2011» Алексея Доронина. Математик рассказал не только о метапредметности и межпредметности, но о том, какие основные аспекты нужно учитывать при подготовке урока. Например, Алексей Владимирович отметил, что при отборе содержания урока нужно учитывать, что аудитория педагога — не только ученики, но и жюри, а также многочисленные зрители, которые будут смотреть занятие в интернете. «Содержание должно быть новым, интересным и зрелищным для всех. Внимание надо акцентировать на способах достижения образовательных результатов. Конкурсный урок — зрелище в методическом плане». Среди источников, которые помогут готовиться к уроку, Алексей Доронин назвал рубрику «Методика» на сайте «Учительской газеты».

А дальше весь конкурс переехал… в Республику Татарстан. Пока что виртуально. Слово предоставили представителям региона, который с 24 сентября по 2 октября будет принимать у себя учителей года со всей страны. Начальник Управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Тамара Федорова пообещала каждого участника окружить вниманием и заботой, вне зависимости от результата, который получат конкурсанты… И эти слова подтвердил неслыханно щедрый подарок, который учителя года получили от республики — солидную субсидию на проживание и питание. Ведь жить конкурсанты будут в дорогом отеле «Ривьера», и без такой материальной поддержки они вряд ли могли бы позволить себе эту роскошь.

Тамара Трофимовна также представила примерную программу 1 и 2 туров конкурса, пообещала, что в один из дней гости смогут познакомиться с образовательной сетью Татарстана — и с казанскими, и с сельскими школами.

Всех заворожил рассказ директора Ильдара Имамова о казанской школе 177 с углубленным изучением отдельных предметов, которая принимает «Учитель года России — 2015». Школе большая, здесь сейчас 56 классов, только в началке — 21! Ей всего семь лет, кабинеты оборудованы по последнему слову техники, есть даже 3D-принтер. Школа специализируется в области естественнонаучных дисциплин. Кроме того, это школа полного дня, Центр компетенций в электронном образовании Республики Татарстан, школа, содействующая здоровью, золотого уровня. В 177-й есть Центр информационных технологий, где, кстати, конкурсанты смогут готовятся к урокам практически круглосуточно. Не будет проблем и с выходом в интернет, он есть и проводной, и беспроводной. 36 точек вай-фай!

Из сказки вернулись к реальности — конкурсным испытаниям. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2012» Александр Демахин поделился секретами создания эссе. Он предложил конкурсантам 2015 года, как предлагал прошлогодним финалистам, три текста. Один — очень формальный, практически отчет. Второй — тоже не эссе, нечто наукообразное. И, наконец, третий текст слушатели признали похожим на этот жанр. Выяснилось, что его автор… Мишель Монтень, «папа» эссе. Александр Александрович предложил интересный «ход», который поможет запустить творческий процесс. Надо придумать слово-ассоциацию с самим собой (эссе — это ведь личностный текст), начинающееся с первой буквы твоего имени. Затем использовать это слово в первом предложении. Образ создан, путь виден, задание практически готово… В финале на экране появились фрагменты еще одного эссе, очень искреннего. И конкурсанты сразу назвали его автора — Алла Головенькина!

Целый час участники установочного семинара общались с первым заместителем министра образования и науки Российский Федерации Натальей Третьяк. Она призвала учителей активнее сотрудничать с родителями, в частности, при создании образовательных программ. И попросила педагогов о поддержке в реализации инноваций. Например, от учителей года ждут предложений по проекту создания серии видео-интерактивных уроков, ориентированных на детей с особыми образовательными потребностями, в том числе талантливых, которые часто пропускают традиционные занятия из-за поездок на олимпиады и соревнования, ребят из сельских школ… Такие уроки должны быть захватывающими, яркими, по-настоящему интересными для современного ребенка.

Еще один вопрос к участникам конкурса «Учитель года России» — сколько квалификационных категорий должно быть и каких, как изменить систему должностей в школе, какие новые должности ввести? А может быть, они и не будут называться «должности»… Новые подходы могут повысить привлекательность педагогической профессии.

Отвечая на вопросы конкурсантов, Наталья Третьяк заметила, что уроки физкультуры надо проводить не только в спортивном зале школы, это могут быть не только традиционные занятия. Детям нужно заниматься и хореографией, например. «Мальчики должны уметь танцевать и вальс, и фокстрот».

Времени, отведенного на встречу по программе, оказалось мало. Учителя задавали и задавали вопросы Наталье Владимировне, окружив первого заместителя министра образования плотным кольцом, фотографировались с ней.

Тончайшее интеллектуальное наслаждение учителя получили от встречи с уникальной личностью — директором Федерального института развития образования Минобрнауки России Александром Асмоловым. Александр Григорьевич назвал «Учитель года» праздником саморазвития учителя и справедливо заметил, что «какие бы не были лидеры, министры, всегда будут учителя, которые будут жить при всех ветрах меняющихся политических бурь». Почему? «Вы передаете не только знания, каждый раз, общаясь с людьми (я говорю с людьми, а не с детьми), вы передаете и несете самих себя».

Сведение образования к услуге убивает его ценность, уверен Асмолов.

Александр Григорьевич говорил о многих важных темах, в частности, о разрыве поколений, о том, как много знают современные дети. «Каждый 3-4-летка наглый, дерзкий, сам себе Яндекс, Гугл, он сам себе поисковая система...».

Следующим слово в этом интеллектуальном марафоне взял Андрей Сиденко, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2013». Его лекция-консультация была посвящена важному испытанию заочного тура — созданию собственного интернет-ресурса. Он проанализировал все пять критериев оценки этого задания и подробно рассказал, что надо делать и чего делать не надо, чтобы этим критериям соответствовать.

Например, показатели информационной насыщенности сайта — количество представленной информации (все страницы сайта должны функционировать и содержать информацию), образовательная и методическая ценность, разнообразие содержания. Материалы сайта должны быть структурированы по разделам, быть научно корректными, методически грамотными.

Андрей Григорьевич не забыл ни одну важную деталь, потому что в этом конкурсном задании, конечно, нет мелочей. Важно даже, мешает ли посетителям вашего сайта реклама, уже не говоря о том, что в комментариях на сайте не должно быть спама и ненормативной лексики. Информация на сайте должна обновляться не реже одного раза в неделю.

Научную, глубокую, очень нужную не только для подготовки к конкурсу, но и вообще для работы лекцию на тему «Инновационные методики и технологии, направленные на реализацию ФГОС общего образования в деятельности конкурсанта» подарил учителям профессор кафедры развития образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Михаил Бершадский.

А в финале этого супернасыщенного знаниями дня участники семинара приняли участие в практических семинарах на тему «Чему и как мы учим сегодня». Разделившись по группам, конкурсанты консультировались с преподавателями Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, какие новейшие тенденции в преподавании того или иного предмета необходимо учитывать, готовясь к выступлению на всероссийском финале конкурса «Учитель года России».




Гущин Д. Д.