На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


На волне понимания

«Вам интересно?» — «Очень!»

На экране два текста: известные стихи Александра Сергеевича «Я вас люблю, хоть я бешусь...» и его подстрочный «перевод» на молодежный смс-сленг. Людмила Печникова просит прочесть эти два признания и задает вопрос аудитории: «Поднимите руки, кому понравилось бы, если б о любви к вам поведали на «птичьем» языке?» Таких, конечно же, в зале не оказалось...

Людмила Владимировна знакомит учеников с фрагментами известных экранизаций литературных произведений и от видеоряда ведет их к авторскому тексту, к звучащему слову. Слово всегда оказывается весомее, глубже, выразительнее и ярче. Но к этому выводу дети приходят самостоятельно.

Особенностью преподавательского стиля Людмилы Печниковой можно назвать именно это — на всех ее уроках дети работают, думают, сравнивают, анализируют. Они не получают готовую информацию, а сами формулируют важные мысли, самостоятельно делают выводы. Иногда она намеренно включает в сценарий уроков провокации. Ученик должен согласиться с какой-то установкой или отвергнуть ее. Надо привести ребенка к противоречию, и тогда он начинает искать решение. Людмила Владимировна старается сделать так, чтобы ученики соотнесли своя «я» с миром литературного произведения, задумались над своей жизнью. В общем-то, это является сверхзадачей любого учителя литературы — через лучшие книги воздействовать на ум и сердце ученика, способствовать духовному росту, самоопределению. И знают об этой задаче все словесники, не все стремятся решить ее на практике. Людмила Владимировна ни на секунду не забывает о том, что ее ученики — это завтрашние взрослые люди. Поэтому старается, чтобы ни одного слова на ее уроке не пропало впустую, каждое может определить будущую дорогу учеников, более того — судьбу...

Как-то я услышала от Печниковой такую мысль: «Образование — это образ учителя, который может повлиять на судьбу своего ученика». Стало понятно, откуда эта постоянная требовательность к себе, Людмила Владимировна из тех, кто день за днем, год за годом шлифует образ, самосовершенствуется. Во всем, что она делает, и в том, как делает, чувствуется ежедневная работа над собой, то, что мы подразумеваем под профессионализмом высшей пробы. Но этому не удивляешься, когда узнаешь, что такие же учителя были в свое время у самой Людмилы Владимировны.

Она училась в известной в Нижнем Новгороде физико-математической школе, по сути, первом специализированном учебном заведении для одаренных детей. Но больше физики и математики Миле (тогда все так ее звали) нравилась литература. Людмила Владимировна рассказывает: «Я никогда не забуду, как мы пришли в класс первого сентября и Татьяна Константиновна Лагурашвили, которая вела у нас литературу с 5-го по 8-й класс, начала урок с чтения Цветаевой. Потом она еще что-то говорила о ней, о ее непростой судьбе, но я этого ничего уже не помню. В памяти на всю жизнь остались только голос, необыкновенная интонация, глаза. Я помню, что в тот же день я, бросив все, побежала искать стихи Цветаевой. Позже уже другой педагог — Наталья Максимовна Квасюк — один из самых ярких и известных в Нижнем Новгороде литераторов, которой я обязана многим, в том числе и выбором профессии, — открыл для меня Маяковского. И Татьяна Константиновна, и Наталья Максимовна были и остаются для меня образцом вкуса, примером бескорыстного служения литературе, преданности профессии. Я очень благодарна моим учителям. Мне кажется, что если и я кому-то из моих учеников смогла открыть поэтов — это уже счастье».

Во время подготовки к конкурсу «Учитель года» Печниковой пришлось приостановить работу над почти готовой кандидатской диссертацией по творчеству Александра Твардовского. Остался завершающий этап, и после конкурса Людмила Владимировна вернулась к научной работе. Но конкурс дал ей нечто большее — он позволил по-новому взглянуть на свою профессию, увидеть многое из того, что прежде не замечалось. Долгое время, например, ей казалось, что лучшие учителя и лучшие ученики бывают только в центральных гимназиях и лицеях, что чем дальше от центра, тем меньше способных детей и талантливых педагогов. Вернее, она об этом вовсе не задумывалась. Сама Печникова тринадцать лет назад ушла в лингвистическую гимназию №13 из так называемого медицинского лицея №28, оставив преданных ей одиннадцатиклассников, в надежде, что в гимназии другие, более литературно одаренные дети. Оглядываясь назад, понимает, что этого не нужно было делать. И сегодня оценивает свой уход как предательство. Хотя дети ее поняли и простили, приходили к ней на уроки в новую школу, вспоминают и сейчас, сама она себя до сих пор простить не может.

Во время конкурса (и особенно после него) Печникова убедилась и в том, как много талантливых педагогов в глубинке. Сейчас Людмилу Владимировну приглашают делиться опытом с коллегами, она охотно ездит по разным городам и районам Нижегородской области и в другие регионы, общается с учителями и видит, как творчески работают педагоги районных и даже небольших сельских школ. Совсем недавно она проводила мастер-класс для участников творческой лаборатории в Уренском районе Нижегородской области. Там, в одном из удаленных уголков, она еще раз убедилась в том, что педагогов, влюбленных в профессию, в провинции не меньше, чем в городе.

Не могу не поинтересоваться у Людмилы Владимировны, согласна ли она с утверждением, что читают дети или нет, зависит от учителя. Сегодня многие учителя жалуются, что у детей нет интереса к литературе.

— Мне кажется, заставить читать нельзя. Но чтобы ребенок захотел читать, нужно, чтобы он слушал. Я много читаю на уроке вслух. Особенно часто стихи. В свое время я ходила в студию художественного слова и всегда любила выразительное чтение. Стараюсь не упускать возможности донести до детей красоту поэтической речи. Кроме того, добиваюсь, чтобы на уроке у каждого была книга, а не распечатка и не текст на экране. Если на столе лежит книга, она будет открыта. Кроме того, каждый урок мы беседуем о прочитанном. Это тоже одна из возможностей вызвать интерес к произведению. Во время беседы дети могут понять многое в литературе, главное же — вдумчивый и внимательный ученик может понять самого себя. Для меня это очень важно. Я учу детей не быть равнодушными, отзываться на происходящее вокруг.

Людмила Владимировна не из тех, кто ругает современную молодежь. Ей, например, очень нравится, что сегодня юноши и девушки ищут самовыражения, пишут прозу, стихи. Сейчас электронный почтовый ящик Людмилы Владимировны переполнен письмами учеников, которых интересует ее мнение об их произведениях.

— Получилось это случайно. Однажды на уроке я рассказывала о писателе. Все меня внимательно слушали, и лишь один мальчик почти все время писал что-то в своем планшетнике. По его сосредоточенному виду было понятно: пишет что-то серьезное. С таким вдохновенным лицом можно писать только прозу. Мальчик был не из самых активных на уроке. Я ему ничего не сказала, а потом подошла и спросила: «Ты что-то пишешь?» Он удивился: «Разве вам интересно?» «Да, очень», — ответила я. Тогда он взял мой электронный адрес и обещал прислать написанное. Прочитав его рассказ, я была потрясена: такое мог написать только очень зрелый, много переживший человек. Я даже дочери своей показала, не говоря ей, кто автор. Спросила, сколько лет, на ее взгляд, автору. Она ответила: «Лет сорок». На следующий день я спросила мальчика: «Как ты можешь писать такое? Ведь это нужно пережить!» На что он совершенно серьезно ответил: «Возраст моей души не совпадает с биологическим возрастом».

Связи со своими выпускниками Людмила Владимировна не теряет. Они не только встречаются и переписываются в Интернете. Есть те, кто приходит и просит разрешения побыть на уроке. Так, недавно пришла одна из учениц последнего выпуска и призналась, что всем довольна: и жизнью своей, и вузом (она была отличницей и поступила в самое престижное учебное заведение города на самую престижную, но не связанную с литературой специальность), скучает только по урокам литературы и... попросила пустить ее на урок. Были и другие случаи. Когда имя Людмилы Владимировны стало известно в связи с конкурсом, к ней стали часто приходить за советом и опытом коллеги, стажеры, практиканты. Однажды в коридоре возле кабинета ее встретил взрослый мужчина, в котором она узнала одного из первых своих учеников. «У меня сложное время, и я хочу найти себя», — сказал он и тоже попросился на урок. Посещал занятия в течение двух недель, после чего решил уехать в сельскую местность преподавать (в свое время окончил филфак университета).

Передать любовь к профессии Людмила Владимировна смогла нескольким своим ученикам. Уже третий год в гимназии №13 работает одна из ее лучших учениц — Мария Шахова. Рассказывать о своем наставнике Мария Валерьевна может много.

— Для Людмилы Владимировны быть учителем не работа, а образ жизни. Она современный учитель, динамичный, развитый. Школьная карьера Людмилы Владимировны началась в 90-х годах, в эпоху перемен, сама жизнь заставила ее быть достаточно пластичной и наблюдательной. Она умеет найти общий язык со всеми детьми, в каждом увидеть неповторимую личность, особый талант. Ребята это ценят. И одаренных учеников у нее всегда больше, чем у других учителей, она умеет с ними работать. Она не просто подсказывает тему, а направляет, учит поиску. Со мной в свое время тоже занималась — учила думать...

Умение найти одну волну со своими учениками, будь то средние классы или почти выпускники, сослужило Людмиле Владимировне хорошую службу во время конкурса. Старшеклассники помогали ей в организации «Визитки» — одного из заданий конкурса. Они не только поставили эффектный танцевальный номер, но и сами выступали вместе с ней на сцене. В паре с учеником Людмила Владимировна танцевала танго, девушки исполнили R,n,B, а восьмиклассник поразил зрителей брейк-дансом. Это были музыкальные композиции — на стихи поэтов Серебряного века ребята наложили современные ритмы, и это получилось очень органично.

— Я с ранних лет занимаюсь бальными танцами и был партнером Людмилы Владимировны, когда мы исполняли танго на городском конкурсе «Учитель года», — рассказывает Владимир Кутанов, выпускник 13-й гимназии. — Я был очень удивлен, как быстро осваивает технику танго мой педагог. Действительно, талантливый человек талантлив во всем! Очень благодарен Людмиле Владимировне за уважение и внимание к нам, за то, что она дает возможность высказывать свои мысли, иметь собственное мнение.

— Мы всегда чувствовали ее высокий профессиональный уровень, — добавляет Александра Дронова, его одноклассница. — Людмила Владимировна никогда не опускала планку. И еще она всегда удивляла меня умением подобрать ключ к любому ученику. Это настоящее мастерство!

Самым большим личным достижением Людмила Владимировна считает свою верность профессии: «Как и у всех моих сверстников, у меня были попытки уйти, но я каждый раз возвращалась в школу. Новый год моей жизни всегда начинался 1 сентября, и уже в августе я тосковала по школе. Это что-то непостижимое для меня самой. Я рада, что работаю в школе. Сейчас многие говорят о деградации образования. По-моему, это не так. Школа в процессе развития. Сейчас время поиска, вопросов. Крайне интересно, куда мы выйдем. Мне кажется, будущее за молодыми, талантливыми, нестандартно мыслящими педагогами, которые, хочется верить, придут в школы. Молодым учителям я бы дала такой совет: если хотите состояться в профессии, оставайтесь в ней до конца. А понимание, ради чего, придет с годами».

Вера Кострова, «Учительская газета», № 14 от 2 апреля 2013 года



Гущин Д. Д.