На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Ошибаться надо быстро

Чтобы успеть все исправить

Чувство юмора выручало его не раз. В моменты, когда оказывался перед непростым, но жизненно важным выбором. В ситуациях, когда отношения между единомышленниками, казалось бы, зашли в тупик. В оценке событий, которые оборачиваются иной раз так, что будь кто-то другой на его месте, то оценил бы их как неблагоприятные. Но нет. Александр НАЙДЕНОВ иронично усмехнется про себя и начнет работать над ошибками. Своими. Он не из тех, кто обвиняет в осечках успеха кого-то еще. Ведь любая победа — это просто новая запятая в биографии, и, значит, необходимо еще какое-то время, чтобы ее поставить.

На областном этапе конкурса «Учитель года России – 2009» — Найденов стал вторым. Это заставило его задуматься. Пересмотреть свое отношение к некоторым вещам, проработать кое-какие профессиональные приемы. То есть конкурс закончился, а он свой потенциал не исчерпал. И в следующий раз победил!

Поехал в Липецк. Его привели в гимназию, где предстояло провести занятие. Найденов поговорил с учителем о ребятах, с которыми предстояло работать. Прокол, как он порой называет факт своего непопадания в пятнашку, случился у Александра Михайловича на уроке. Он несколько переоценил (что выяснилось потом из беседы с работающим с классом учителем) возможности детей в проведении эксперимента. Поэтому данный момент затянулся, на обобщения, выводы времени осталось недостаточно, и он не смог завершить урок отчетливо, красиво. На представлении педагогического опыта («В 15 минут уложить все 33 года работы?! Хотя сразу поймешь, что в работе действительно ценно, а что — так себе...») Найденов говорил о деятельностном подходе в преподавании физики.

— Каждому здравомыслящему человеку понятна разница между жизнью в полноте понимания этого слова и пассивным наблюдением. Это как кино: актеры проживают жизнь героев, а зрители им сопереживают. Деятельность всегда противопоставляется созерцательности. И мне странно и удивительно, с каким упорством в школе насаждается метод красивых картинок, рисованных и интерактивных. Это прямой путь к деградации. Спасение одно — деятельность. Совместная, парная, индивидуальная. В ней будет идти взаимопоиск. Надо обязательно искать, занимаясь каким-то делом. Обращение к опыту издателей учебников, к опыту лучших учителей, к образцам уроков и практических заданий, к опыту собственному или любому другому, мне кажется движением назад. А движение вперед — это озарение, мгновенная логическая связка, сиюминутная идея и импровизация. Другое дело, что все это все-таки должно идти в какой-то взаимосвязи, по каким-то правилам. Нужно создать основу, определить параметры, которые служат платформой, поддерживают этот путь. Импровизация должна быть логичной, органичной и гармоничной. Иными словами, это состояние, которое требует подготовки. Только подготовка эта иного рода — это мотивация свободного человека.

Отсутствие внутренней зависимости — одна из излюбленных тем рязанского физика. Беседу с родителями на конкурсе «Учитель года России – 2012» Александр Найденов вел о... свободном времени детей. Обсудив ценности «красивой жизни» со школьниками, Найденов дошел и до президента. Он его спросил: «Будет ли меняться система преподавания физики в плане усиления практической деятельности учащихся?» Правда, сначала он задал такой вопрос в Липецке на встрече с министром образования Дмитрием Ливановым, а потом для надежности продублировал его в Кремле. Президент сказал, что это направление нужное.

— Конкурс стимулирует, — делится впечатлениями Александр Найденов. — Человек заявляет о своем участии в нем и отрезает себе путь назад, в привычное состояние покоя. И не важно, что им движет — спортивный азарт, честолюбие или что-то еще. Что бы это ни было, но оно обязывает выступать как следует. Ничего лучшего для профессионального роста, кажется мне, и не придумано вовсе. Я с каждым конкурсным днем все яснее и яснее осознавал, что делал всю жизнь, куда теперь двигаться, как. А какая неоценимая польза получилась от моего «неудачного» урока! Его планка на конкурсе настолько высока, что, возвратившись в школу, занятия стало нельзя проводить так, как раньше. Конкурс — это место, где человек действительно может повысить свою квалификацию так, как он это может и хочет.

Про профессиональный рост Найденов знает не понаслышке. Мать — заведующая детским садом, воспитатель, сестра, как и он, — выпускница физмата Рязанского пединститута, брат — учитель физкультуры, жена — математик, сын Антон и дочь Лана тоже окончили педагогический. Всю жизнь вокруг разговоры о миссии и профессиональных ценностях, дискуссии-размышления о самосовершенствовании и роли образования. И хотя он боится пафоса слова «призвание», но в другой ипостаси и представить себя не мог бы.

Когда-то его отец, железнодорожник, услышав, как «время гудит «БАМ!», рванул прокладывать магистраль от Байкала до Амура. Александр родился в 1956-м на Дальнем Востоке в селе Уруша. Сопки да человеческий энтузиазм — таковы были его первые детские впечатления, которые почти забылись в семь лет, когда по приезде в Рязань Александра отдали в 39-ю школу. Мальчишкой он с головой ушел в спорт: фигурное катание, плавание. Спортивная гимнастика принесла Найденову разряд мастера и место в сборной России.

В Рязань большая семья (у Найденовых было уже четверо детей, а здесь родился и пятый) решила перебраться из-за друзей, общение в этом роду всегда ценили превыше всего. Долгие годы отец был начальником станции «Рязань-1», 39-я школа была неподалеку.

— Я восхищаюсь и радуюсь, — вспоминает эти годы Найденов, — что жизнь меня свела с таким замечательным человеком, как директор 39-й Александра Васильевна Пародина. Отучившись в институте и отработав по распределению, я вернулся к ней. И девять лет проработал рядом.

Ушла из школы она, вслед ушел оттуда и Найденов. Следующей страницей его биографии было создание вальдорфской школы. Это частное образовательное учреждение Александр Михайлович создавал вместе с друзьями. Семь лет он был председателем правления этого учебного заведения и вел свой класс. Со второго по девятый, все предметы — один классный учитель. Любимый, родной. Для этих ребят он таким остается и по сей день. Поэтому когда в стане единомышленников возникли столь непримиримые противоречия, что Найденов был вынужден уйти («целое лето плакал»), именно родители его учеников посоветовали Ольге Маслюк пригласить Александра Михайловича к себе. А вальдорфская школа «Горница» через четыре года развалилась...

Найденов работает в 51-й (теперь она уже в статусе Центра образования) больше пятнадцати лет. Ему нравится ритм жизни в этой школе, будоражащий, зажигательный. Сюда съезжаются юные дарования на фестиваль детских и молодежных театральных коллективов «Карусель», здесь собираются иностранные ученые, чтобы обсудить, как выстроить систему партнерства в будущем, проходят интеллектуальные марафоны для школьников области, сюда записываются педагоги региона, желающие узнать, как через систему советов наиболее эффективно совершенствовать образовательную структуру.

На первых порах, придя в 51-ю, Александр Михайлович преподавал музыку, технологию, математику, живопись, черчение и физику. Тогда ему так хотелось. Позволили. Потихоньку он ушел в чистую физику. Видимо, потому что понял: уже вырос для нее одной.

Два года назад у него в голове стала выстраиваться собственная книга по физике. Она соткана из его представлений, философских обобщений, опыта и находок. Найденов надеется, что дозреет и его задумка все-таки обретет реальную плоть. Хотя обещаний в этом никому, даже себе, не давал, желание заниматься ею — на уровне свободы. Главное — пишет с удовольствием, для настроения.

Найденов участвовал в рабочей группе по разработке рекомендаций комплектования учебным оборудованием кабинета физики, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования. Считает, это важно. Последние несколько лет Александр Михайлович широко использует информационные технологии в учебном процессе.

— Я не только отрабатываю и совершенствую цикл лабораторно-практических работ, пополняю коллекцию медиаресурсов для каждого раздела программы курса физики, но и совершенствую технологию внеурочной воспитательной работы ребят. В классах, начинающих изучение физики, провожу мониторинг учеников и на диагностической основе определяю для каждого собственную траекторию развития. Для этого использую индивидуальные лабораторно-практические задания, учитывающие личные достижения детей, способствующие овладению физикой на максимально возможном для каждого ребенка уровне. Благодаря этому мои ребята добиваются высоких результатов. Мне кажется, современное образование кроме информатизации и глобальной массовой коммуникации вообще должно характеризоваться активным использованием всех видов практической, приборной, инструментальной и экспериментальной деятельности на всех уроках, и особенно на физике. В процессе обучения необходимо ввести обучаемого в круг знаний и навыков учебного предмета посредством познавательной деятельности, не забывая при этом, что разумное внедрение в практику обучения компьютера также способствует процессу развития. Мои дети не проходят специального отбора, они приходят в школу, потому что живут рядом с ней. Но некоторое перераспределение все же происходит при формировании профильных 10-х классов. Классы с 7-го по 9-й — это общеобразовательные. Я веду вертикаль 7-9-х классов с целью пропедевтики физико-математического профиля.

Сегодня Найденов строит дом. Занимается ландшафтным дизайном (иногда друзьям удается заманить его к себе, чтобы поколдовал с пейзажем их двора тоже). Перебирает под настроение струны гитары. Ведет кружок спортивного туризма в областном Центре детско-юношеского туризма и экскурсий. Немного играет в театральных спектаклях. Читает фэнтези, исторические романы, философские труды. При этом у него открыты сразу несколько страничек социальных сервисов и десятка два образовательных форумов. Ему интересно все! Если на это остается время...

Новое хобби Александра Михайловича — кулинария. Теперь Найденовы и их друзья ходят друг к другу в гости не просто так, а на блюда. Каждую неделю кто-нибудь из них звонит другим и говорит: «Я готовлю вот то-то, приходите попробовать!» Выкапывают рецепты из разных источников, привозят из путешествий, вычитывают в заветных книгах («Узнаешь столько нового!»).

Он человек науки, поэтому уважает логику. Он человек, поэтому ценит способность фантазировать. Ведь логика приведет из точки А в точку Б. А воображение доставит куда угодно. Воображение, говорил Бернард Шоу, — начало творения: «Вы представляете то, что вы хотите, вы будете тем, что вы представляете, и, наконец, вы создаете то, чем вы будете». Александр Найденов из таких вот творцов. И все, что он обычно делает, становится реальным. Как и его конек — мягкая ирония, признак свободы и равновесия.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 07 от 12 февраля 2013 года



Гущин Д. Д.