На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Гузеева С. Г.
финал конкурса 2009 года

Дербина И. С.
финал конкурса 2012 года

Смирнов А. И.
финал конкурса 2015 года

Маршева И. А.
финал конкурса 2005 года

Тришкин И. В.
финал конкурса 2021 года

 

Информация о конкурсанте

 


По рецепту царя Соломона

Счастье — в настоящем

Говоря о своих профессиональных и жизненных приоритетах, Ирина Гуреева ссылается на притчу царя Соломона. В ней дан простой рецепт личного счастья и общего благоденствия: каждый должен всего-навсего помнить о том, что самый главный час — настоящий, тот, который наступил, что самый главный человек — тот, который сейчас с тобой, и самое важное дело — которое делаешь в настоящую минуту.

Ценя справедливость этой мысли, я в то же время понимала, что осознавать важность каждого часа и каждого человека в твоей жизни — одно, а стараться жить по этому принципу — совсем другое. Я мало видела людей, которым это удавалось... И конечно же, не ожидала, что встречу такого человека в Ирине Гуреевой. Но ведь вот бывает так: не надеялась, а встретила.

Ирина Владимировна ждала меня в вестибюле своей гимназии №3 Владимира. В коридоре было шумно, людно — третьеклассники и четвероклассники собирались на занятия к началу второй смены. Разговаривать было невозможно, и мы старались скорее выбраться из школьного водоворота, но тут Гурееву кто-то окликнул. Оказалось, что ее дочь Варя и муж Олег вошли в школу почти следом за мной. Моя спутница остановилась, вернулась к дочери, обняла ее, что-то коротко сказала ей на ушко. С любопытством профессионального журналиста я наблюдала семейную сцену. Не скрою, меня поразили глаза Олега, с нежностью устремленные на жену, когда она поспешила ко мне.

Удивительно, но ученики и коллеги говорили об Ирине Владимировне одинаково тепло и проникновенно. И пятиклассники, и семиклассники, и старшеклассники отмечали прежде всего душевную чуткость Гуреевой, ее способность понять каждого и каждому помочь. «Когда что-то не ладится, когда беспокоит непонимание окружающих, мы идем к Ирине Владимировне, она обязательно выслушает, успокоит, подскажет наиболее правильный выход. Она никогда не говорит дежурных сочувственных фраз, не делает нарочито озабоченный вид. Но, беседуя с ней, не сомневаешься, что твоя проблема ее по-настоящему тревожит», — говорила Даша Смирнова. «Не было случая, чтобы Ирина Владимировна отмахнулась, сказала «мне некогда», она очень сердечный человек», — поспешила добавить Аня Кочмарева. Как выяснилось из дальнейшего разговора, обе девочки выбрали специальности, не связанные с русским языком и литературой, но тем не менее уроки Ирины Владимировны для них самые любимые.

«Знаете, наш класс такой шумный, неорганизованный, нас все ругают, — доверительно сообщил мне семиклассник Алеша Малинин, — но на уроках Ирины Владимировны мы сидим всегда тихо». «Почему?» — искренне удивилась я, не улавливая связи между мягкостью, добротой и дисциплиной. «Потому что нам очень интересно. Все, что рассказывает Ирина Владимировна, захватывает — это всегда что-то новое», — совершенно по-взрослому ответила одноклассница Алеши Юля Куликова. В их классе Ирина Владимировна ведет не только русский язык и литературу, но и МХК, поэтому семиклассники считают ее самым близким и родным педагогом. Их классный руководитель, учитель химии Лариса Львовна, в прошлом тоже лауреат городского конкурса «Учитель года», прекрасно понимает ребят и поэтому всегда обращается за помощью к Ирине Владимировне. «Я знаю, что Ирина Владимировна неравнодушный и чуткий человек, переживает за моих ребят не меньше меня. Я рада, что с самого начала мы работаем в паре, вместе обсуждаем ту или иную проблему, сообща находим решение».

Лариса Львовна, а с ней мы беседовали в отсутствие Ирины Владимировны, тронула меня своим искренним восхищением человеческими качествами молодой коллеги. «Понимаете, — сказала она, — у Ирины особый дар чуткости. В нашей гимназии все учителя очень хорошие, мы любим детей и относимся к ним по-матерински, но Ирина Владимировна — человек в этом отношении совершенно особенный. Я старше и, казалось бы, должна ее учить, а нередко сама советуюсь с ней, потому что Ирина интуитивно находит более верное решение. Она чувствует человека, его сокровенную боль и не остается равнодушной, всегда отзывается».

«Конечно, — думала я, — гимназии повезло с таким учителем». Но повезло и Ирине Владимировне, ведь она попала в коллектив, где гораздо выше внешних побед ценят человеческие качества, без которых воспитание в подлинном смысле невозможно, непредставимо. Это я поняла, беседуя с Надеждой Владимировной Зацепиной, словесником, заслуженным учителем, заместителем директора гимназии. Надежда Владимировна не только старшая коллега Ирины Владимировны, но и первый ее помощник и наставник (к слову, в 1991 году она была победителем городского и регионального этапов первого учительского конкурса). Человек творческий, знающий литературу, влюбленный в профессию, Надежда Владимировна раньше других заметила талант Ирины, когда та еще студенткой пришла на практику. Она же пригласила ее заменить ушедшую в декрет учительницу. Так что профессиональная карьера Ирины Владимировны началась уже на пятом курсе. Вместе с Ириной Константиновной Ереминой, тоже заслуженным учителем, словесником, Надежда Владимировна помогала Ирине с первых дней работы в гимназии овладевать методическими приемами, подсказывала, помогала. Увидев потенциал молодой коллеги, порекомендовали участвовать в конкурсе и во время всех этапов были главными помощниками и первыми консультантами. Ирина Владимировна признается, что если бы не помощь всего методобъединения, она бы не победила.

Хотелось бы отметить, что с наставниками Ирине всегда везло. Она училась у известного ахматоведа Валентины Васильевны Кудасовой, ныне покойной, Александра Борисовича Пеньковского, Ирины Степановны Приходько, авторитетного языковеда Владимира Ивановича Фурашова — каждый из этих ученых заслуживает отдельного разговора и отдельной статьи. Филфак Владимирского государственного педагогического университета имени Лебедева-Полянского Ирина выбрала в свое время потому, что любила литературу, да и Валентина Алексеевна Пилипенко, словесник муромской школы, где училась Ирина, разглядевшая дарование старательной и скромной девочки, советовала выбирать филологию. Мама, работающая экономистом на Муромском приборостроительном заводе, хоть и без особой радости, но согласилась с решением дочери. Искренне рад был только папа. Хоть и работал он трактористом, литературу всегда почитал и все свободное время проводил за чтением. Подруги только пожимали плечами. Удивляются и до сих пор: как это можно работать в школе да еще любить эту неблагодарную работу?

В общем-то, Ирина и сама, как многие ее однокашники, поступив в университет и учась с интересом, не задумывалась о работе в школе. Мало ли возможностей у филологов? Необязательно же всем идти в школу: есть масса других вариантов. Впервые Ирина почувствовала склонность к педагогике только во время активной практики. Это было на третьем курсе. Она получила направление в муромскую школу №18 и сразу же оказалась буквально в боевых условиях. Студентке, не имеющей ни малейшего опыта, пришлось заменять заболевшего учителя в 6-м классе. Дети считались трудными, практически неуправляемыми. Так как учились шестиклассники во вторую смену, рассчитывать на помощь администрации Ирине не приходилось. Она боялась ответственности и переживала... до тех пор, пока в один прекрасный день не поняла, что дети внимательно слушают ее и она может ими управлять. Это было неожиданным открытием, определившим дальнейшую судьбу. Надо сказать, что у талантливой студентки была возможность по окончании университета остаться в вузе, ее способности к научной и исследовательской работе отмечали многие преподаватели. По настоянию научного руководителя после успешной защиты диплома Ирина поступила в аспирантуру и начала работу над кандидатской диссертацией, посвященной творчеству Блока... Но победили призвание и школа, точнее, гимназия №3. В том числе и потому, наверное, что здесь Ирина встретила не только единомышленников, но и свою любовь.

С будущим мужем Ирина познакомилась еще в аспирантуре (Олег Гуреев поступил туда годом раньше на историческое отделение), но по-настоящему разглядела и полюбила, став его коллегой. Когда она пришла в гимназию, Олег уже работал историком. Дружеские отношения довольно быстро переросли в прочное чувство. Поскольку основывалось оно с самого начала на взаимном уважении, отношения с годами стали глубже и сердечнее. С рождением дочери забот друг о друге стало больше. В отличие от своих сверстников Ирина и Олег обходятся в семейной жизни без ссор и упреков. Не оттого ли, что Ирина родом из Мурома, города прославленных Петра и Февронии? Споры, конечно, случаются, но редко и исключительно на профессиональной почве, когда идет обсуждение воспитательной стратегии или поиск решения в сложной педагогической ситуации. Профессиональные споры не рушат семью, а напротив, способствуют большему взаимопониманию. Сейчас Олег работает в другом месте, но тоже по специальности.

Прошлым летом супруги Гуреевы отметили 10-летие со дня свадьбы. Первый юбилей отмечали в экспедиции: Ирина и Олег — члены поискового отряда «Земляк», занимающегося сохранением памяти о погибших фронтовиках, уроженцах владимирского края. Каждое лето поисковики отправляются в экспедиции по местам кровопролитных боев Великой Отечественной войны — в Брянскую, Смоленскую области и Белоруссию. Минувшим летом Ирина впервые отправилась с мужем. Пока Варя была маленькой, Ирина не решалась оставлять ее на бабушек и дедушек.

Старшеклассники рассказали мне, как провожали Гурееву на конкурс, как им хотелось поддержать ее, укрепить чувство уверенности в своих силах. «Мы вспомнили, как накануне экзамена в девятом классе Ирина Владимировна каждому из нас подарила ручку и сказала: «Эти ручки счастливые, я зарядила их своей энергией, они вам обязательно помогут написать работу хорошо». И мы ей поверили, и каждый старался изо всех сил, и экзамен прошел для всех удачно. И вот нам тоже хотелось подарить ей на счастье что-то такое же, столь же символичное, чтобы, глядя на наш сувенир, она чувствовала поддержку». Ирина Владимировна оценила сердечный порыв учеников, сувенир был с ней во время всех испытаний и помог выдержать их достойно. И это не случайно. Наверное, дети, как никто, чувствуют, кто перед ними: искусный имитатор или человек неравнодушный, заинтересованный в их судьбе. И только настоящим учителям они дарят свою любовь и уважение.

В конце нашей беседы я спросила Гурееву, что она считает самым большим достижением своей профессиональной жизни. Она ответила: «Больше всего меня радует, когда мои выпускники, выбравшие самые разные специальности, в том числе и очень далекие от литературы, рассказывают мне о прочитанных книгах, о музеях, которые они посетили, спешат поделиться со мной собственными открытиями. А еще... когда так называемые хулиганы — ребята, которые в свое время доставили мне много переживаний, из-за которых я не раз плакала, — приходят ко мне и спрашивают: «Ирина Владимировна, чем вам помочь?»

Вера Кострова, «Учительская газета», № 08 от 19 февраля 2013 года



Гущин Д. Д.