На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Гаврилова И. Н.
финал конкурса 2012 года

Мельникова Н. М.
финал конкурса 2015 года

Лазарева Л. М.
финал конкурса 2007 года

Стригин В. О.
финал конкурса 2017 года

Красновид П. Е.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Нескучная математика

Добрый ангел не умеет быть жестким

Мы никогда не знаем, где найдем и где потеряем — в мудрости этого изречения Ирина Гаврилова убедилась на собственном опыте. Сегодня она с улыбкой вспоминает день, когда ей предстояло ехать в Липецк на конкурс «Учитель года». Но тогда Ирине Николаевне было не до улыбок, она волновалась, чувствуя ответственность перед предстоящим конкурсом. Единственным ее желанием было остаться дома с маленьким сыном, а утром пойти, как всегда, в школу и вести уроки. Это — Ирина Николаевна давно заметила — было самым действенным способом отвлечься от грустных мыслей, восстановить душевное равновесие. Входишь в класс, видишь глаза учеников, и все, что накануне волновало и тревожило, тут же отходит на дальний план, а потом и вовсе меркнет и мельчает.

В тот незабываемый день Ирина Николаевна мечтала об уроках, как о недоступном счастье. Ей предстояло почти две недели пробыть одной (об этом тоже думалось с горечью) в чужом краю, среди незнакомых людей. Сопровождающего у нее не было. Весной, на региональном этапе «Учителя года», ее сопровождала дочка Настя. Это была самая лучшая поддержка, поэтому, наверное, Ирина Николаевна и победила. Дочь понимала маму с полуслова, и одно присутствие близкого человека на конкурсе вселяло оптимизм и уверенность. Но тогда Настя училась в выпускном классе, теперь же стала студенткой московского вуза. Конечно, Липецк от Москвы недалеко, но Ирина Николаевна не хотела, чтобы из-за нее дочь пропускала занятия. Пришлось Насте болеть за маму издалека.

Но переживания длились недолго. Уже в Липецке настроение стало меняться. Оказавшись среди коллег, она увидела много доброжелательных и интересных людей, с которыми хотелось познакомиться и пообщаться. Ирина Николаевна воспринимала их не как конкурентов, а как друзей, у которых можно многому научиться. К тому же организаторы постарались создать вокруг конкурсантов атмосферу праздника, окружили их заботой и любовью, так что все тревожные мысли улетучились сами собой. И хоть Ирина Николаевна не вошла в пятнашку, настроение от этого не ухудшилось. Назад она ехала с ощущением полного и безграничного счастья, огромной жизненной удачи, которую ей подарила судьба. Общение с единомышленниками, с неравнодушными творческими людьми — это праздник, который не забудется никогда, в этом Ирина Николаевна убеждена. Сейчас она всем своим коллегам советует не бояться участвовать в конкурсе. Потому что конкурс меняет диапазон общения, дарит незабываемые встречи и впечатления, расширяет кругозор и в конце концов наполняет жизнь педагога новым смыслом.

Ирина Николаевна вернулась из Москвы счастливой, той же самой, но немного другой — теперь у нее словно бы вторая жизнь началась — жизнь после конкурса. Ее ждали дети, коллеги из родной школы и других школ. Ее удаче искренне радовались земляки. Козьмодемьянск — город маленький, уютный и по-хорошему патриархальный, здесь многие друг друга знают в лицо. Среди туристов, чаще всего попадающих в Козьмодемьянск на теплоходах, плывущих вниз по Волге, он известен как Нью-Васюки. Своим посещением город осчастливили бессмертные персонажи Ильфа и Петрова Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Хотя в Козьмодемьянске и кроме музея Остапа Бендера есть на что посмотреть.

Когда-то, в ранней юности, Ирине Николаевне хотелось пожить в большом городе. И это желание вполне могло бы осуществиться: училась она на «отлично» и, наверное, без труда прошла бы конкурс в московский или питерский вуз. Но в 1991 году, когда Ирина оканчивала школу, жизнь в стране была трудная. Родители, как и большинство россиян в то время, не были в состоянии обеспечить проживание ребенка в столице — не секрет, что это всегда сопряжено с материальными издержками. Поэтому Ирина Николаевна, будучи медалисткой, без экзаменов поступила в Марийский государственный педагогический институт на физико-математический факультет и четыре года, до тех пор как вышла замуж и родила дочку, жила в Йошкар-Оле.

Учиться было очень интересно. Ирину захватила студенческая жизнь, она с удовольствием принимала участие во всех мероприятиях. При этом о школе всерьез не задумывалась. Не могла себя представить в роли учителя, хотя педагогическую деятельность всегда уважала. У нее были очень хорошие педагоги: математик Ирина Николаевна Коваленко, физик Маргарита Александровна Сорокина, классный руководитель Зоя Михайловна Осокина (в этом году ей исполнилось 70 лет, на юбилей приходил весь класс, хотя и без юбилея одноклассники Ирины Николаевны собираются у любимого педагога каждое лето). В том, что класс сформировался очень дружный, есть огромная заслуга Зои Михайловны, как и в том, что Ирина Николаевна стала прекрасным педагогом — в начале пути молодые учителя подсознательно копируют своих учителей, и в этом нет ничего плохого. Уже потом появляются собственный стиль, свои находки и решения...

Ирина Николаевна до многого дошла интуитивно. А основой для находок было обычное для каждого педагога желание заинтересовать детей. Математика не может, не должна быть сухой и скучной — в этом Ирина Николаевна убеждена. Поэтому она с самых первых дней старалась вести уроки в режиме диалога — это позволяло безо всякого напряжения удерживать внимание детей. Еще очень любила импровизировать, опять же не на пустом месте — готовила к каждому уроку что-нибудь необычное, увлекательное. Особое внимание уделяла интересным задачам, как из области чистой математики и геометрии (например, лист Мебиуса), так и напрямую связанным с жизнью, искала наиболее любопытные факты из истории науки, рассказывала ребятам о непростой жизни ученых. Дети так привыкли каждый урок узнавать о чем-то новом, захватывающем, что спрашивали ее перед уроком: «А что вы сегодня интересного нам расскажете?» Так учитель и ученики мотивировали друг друга — взаимный интерес и интерес к математике никогда не угасали.

Проблем с дисциплиной у Ирины Николаевны не было никогда. Она не считает это своей заслугой, такова, говорит, особенность предмета: он не располагает к разговорам и играм. А ученики и коллеги считают, что, напротив, интерес к предмету начинается с уважения к учителю, с доверия к нему. Ирина Николаевна заслужила его сразу. Внимательная, чуткая, доброжелательная, она всегда стремится помочь тому, кто в этом нуждается, конфликтов избегает, не поддерживает сплетен. Не случайно поэтому коллеги в один голос называют Ирину Николаевну добрым ангелом, человеком, без которого не представляют себе школьного пространства.

Ирина Николаевна, по-видимому, тоже не представляет своей жизни без школы. Ее отпуск по рождению сына был совсем небольшим. Бабушка, мама Ирины Николаевны, взяла на себя заботы о маленьком Коле, пока мама вела уроки. В школе №3 классов много, есть и профильные, физико-математические, где алгебры и геометрии по 8-9 часов в неделю. Поэтому нагрузка большая у всех математиков. Кстати, коллеги, с которыми я беседовала об Ирине Николаевне, признают ее первенство, поэтому выбрали ее председателем школьного методобъединения: «Она всегда в курсе всего нового и передового, — говорят они. — И сама освоит, и нас научит».

Не только математики, но и все учителя 3-й школы говорят об Ирине Николаевне с большой теплотой, и это самая лучшая характеристика. Галина Николаевна Авдеева отмечает умение Ирины Николаевны ладить и с коллегами, и с учениками, и с родителями, а Нина Константиновна Васильева, старейший учитель школы №3, сказавшая много хороших слов о своей младшей коллеге, наряду с доброжелательностью и человеческим тактом выделяет способность правильно реагировать на критику, прислушиваться к советам. Да, это действительно редкость.

Победе Ирины Николаевны в республиканском конкурсе радовались не только всей школой, но и, пожалуй, всем городом — в истории Козьмодемьянска это первый случай. И будем надеяться, не последний. Многие ученики Ирины Николаевны считают математику любимым предметом, а это значит, что кто-нибудь наверняка пойдет по ее стопам, в будущем станет учителем. Пока же ее ученики поступают в самые разные вузы Йошкар-Олы, Казани, Нижнего Новгорода. Есть и те, кто поступает в Москву и Питер. Например, один из ее любимых учеников Алеша Курдюмов оканчивает МФТИ.

Недавно с ним произошла неожиданная встреча. Нынешние старшеклассники, ученики Ирины Николаевны, учатся в заочной математической школе, созданной при МФТИ, посылают по электронной почте решения задач. Проверяют работы школьников студенты выпускных курсов. Каково же было удивление козьмодемьянских ребят, когда они получили свои работы с «разбором полетов» и прочли о том, что «такие задачи вас научит решать Ирина Николаевна Гаврилова, учитель математики школы №3». Пораженные таким советом, ребята принесли работу Ирине Николаевне, и она узнала в московском авторитетном проверяющем своего ученика. Это была очень приятная встреча — один из счастливейших дней в жизни учителя, когда убеждаешься, что усилия потрачены не зря.

Интересуюсь у Ирины Николаевны, были ли в ее педагогической деятельности поражения, моменты, о которых тяжело вспоминать. Не может же быть, чтобы все и всегда в жизни складывалось благостно. Ирина Николаевна вспоминает не сразу, приходится порыться в памяти. Признается: «Все плохое стараюсь выбросить из головы, чтобы это не цепляло, не мучило долго. Иначе трудно настроиться на хорошее. Хотя был у меня случай, заставивший переживать и даже плакать. Это было давно. Один мальчик, умный, способный, но неорганизованный, отнимал у меня много сил, потому что я хотела добиться от него максимума, а он выдавал минимум. Он считал, что я к нему придираюсь, на самом деле я относилась к нему с большой симпатией и пыталась помочь. И вот однажды после уроков, когда уже никого из ребят не было в классе, я увидела на его парте надпись, которая показалась мне обидной и несправедливой. Из-за нее я по-настоящему расстроилась и долго переживала. Конечно, я понимала, что этот поступок не отражает сущности его отношения ко мне, он вызван желанием привлечь к себе внимание. Большинство детей стремится к этому, причем способы бывают самые разные, порой неожиданные. Все это я понимала, но тем не менее мне было неприятно. Вскоре все прошло, и мальчик тот тоже осознал свою ошибку и по-своему принес мне извинения. Сейчас он учится в Казанском университете и даже как-то сказал мне при встрече, что я с них еще мягко спрашивала, надо было требовать больше».

Ирина Николаевна не умеет быть жесткой, хотя в меру строгой быть получается. И все-таки это не ее метод. Она берет другим: улыбкой, шуткой, добротой. Дети чувствуют понимание учителя и тут же откликаются, видя искреннюю заинтересованность в их судьбе, настоящей и будущей. «Каждый урок — это воспитательный процесс, — говорит Ирина Николаевна. — Нельзя разделить воспитание и образование. И если мы отдаем себе в этом отчет и стараемся дать детям только самые лучшие примеры отношения к человеку, к делу, к себе самому, то все получается, не может не получиться».

Вера Кострова, «Учительская газета», № 07 от 12 февраля 2013 года



Гущин Д. Д.