На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Кириченко В. В.
финал конкурса 2012 года

Ляхов А. П.
финал конкурса 2007 года

Терских А. П.
финал конкурса 2016 года

Думлер В. В.
финал конкурса 2017 года

Емельянов А. Н.
финал конкурса 2018 года

Сухарева С. А.
финал конкурса 2018 года

Соколов А. М.
финал конкурса 2021 года

 

Информация о конкурсанте

 


От деда до внука

«Учу и учусь» — так определяет дело своей жизни Андрей Рытченко, учитель года Астраханской области

— Я вырос в учительской семье, — рассказывает Андрей Юрьевич рыТченко. — Дед мой, Павел Иванович Бычков, молодым ушел на фронт, война стала его университетом. Ему повезло уцелеть, остаться в живых и стать учителем истории. Среди его учеников выросло много замечательных людей, имена некоторых известны не только в нашем регионе. Обе мои бабушки тоже учителя, по маме — русского языка и литературы, по отцу — математики и физики, родные дядя и тетя — учителя английского языка и истории соответственно. Жили мы в небольшом поселке, учитель в сельской местности человек уважаемый, он весь на виду, к его слову прислушиваются, к нему приходят за советом.

Увлекался Андрей многим, сочетая спорт с учебой в музыкальной школе. Но, обдумывая житье, юноша уже знал, делать жизнь с кого. Потому пришел в свою Краснобаррикадную среднюю школу уже через три года после ее окончания, еще будучи студентом истфака Астраханского педагогического института имени С.Кирова. Но сейчас понимает: сильно ошибался, думая, что главное — знать свой предмет. Любви к истории, которую Рытченко увлеченно изучал в школе, потом в институте, оказалось мало, чтобы называться педагогом.

— Первый год работы, как мне тогда казалось, прошел довольно успешно. На уроках я рассказывал своим ученикам все, что знал сам. Сейчас вспоминаю с улыбкой, через это проходят все молодые учителя: не доверяют ученикам, хотят все сделать за них. Помните известный мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве»? Были там двое из ларца, которые за Вовку все делали. Вот так приблизительно и у меня получалось, — вспоминает Андрей Юрьевич.

С годами его представление о миссии учителя менялось. Ведь, приходя в класс, он видел детей очень разных: далеко не всем нужно было знать то же, что и учитель. Один действительно ждал знаний, другой — возможности генерировать идеи, третий  — просто тепла, которого не хватало дома... Андрей Юрьевич быстро понял, что его задача не переделывать ребят, не подстраивать их под себя, а работать вместе с ними, находя то, что нужно каждому...

Однажды он побывал на семинаре о типах школьной культуры. На всех присутствующих огромное впечатление произвел фильм о школе самоопределения Александра Наумовича Тубельского, и на вопрос ведущего «В какую школу вы хотите отдать своего ребенка?» педагоги дружно ответили: «Конечно, в школу Тубельского». Но для того чтобы работать самим, так же дружно выбрали школу централизованную, бюрократическую.

— Почему? — удивился ведущий. — Разве вы не хотите работать в творческой школе?

— Не хотим, нам проще в традиционной, где все понятно, где у каждого свои функции, директор — главный, он за все отвечает, очень удобно.

— А детей почему не отдадите в школу, где сами хотите работать?

— Жалко их.

И Андрей Юрьевич пришел к выводу: современная школа должна учитывать интересы не среднестатистического ученика, а каждого отдельного ребенка, с его талантами или неспособностями, активностью или застенчивостью. А современный учитель должен понимать, что у каждого свой индивидуальный темп развития. То, что один усвоит за урок, другой одолеет за три-четыре, но успешными должны стать оба.

— Цель образования, на мой взгляд, воспитание Человека в человеке, — считает Рытченко.  — Немецкий социолог Георг Зиммель писал: «Человек образованный тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». В современной школе не должно быть успевающих и неуспевающих, только люди, идущие своим образовательным маршрутом. Создавая условия равного развития и индивидуальной успешности каждого ученика, мы растим человека, а не образовываем учащихся. Меня всегда волновала проблема физиков и лириков, которые попадают в хитроумные предметные ловушки: технические и гуманитарные. У них происходит перенасыщение информацией, для того чтобы сдать ЕГЭ и забыть «ненужные предметы» навсегда. Выход один — сделать так, чтобы образование развивало личность, а не насыщало ее информацией. Мне очень близка концепция «вселение человека в мир» на всех уровнях: эмоциональном, интеллектуальном, физическом. Принцип человекосообразности помогает выявить и реализовать возможности человека по отношению к себе и окружающему миру. Ведь каждый приходит в этот мир с определенной миссией. Понять, какая миссия и как ее реализовать, — вот основная задача учителя.

Воспитать личность можно только деятельностью, убедился Рытченко. Значит, необходимо создать такие условия, применять такие технологии, которые позволяют включить в работу всех без исключения. И пусть продуктивность этой работы будет разной, дети начнут действовать, а значит, формировать умения. Педагог остановился на модели системно-образовательного подхода к обучению доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского, когда ученик не только осваивает образовательный объект, но и создает свой личный образовательный продукт, переосмысливает его, рефлексирует, оценивая свои результаты.

— Приношу на урок настоящие солдатские кирзовые сапоги, — рассказывает Андрей Юрьевич. — Поразительный эффект: дети любого возраста — от малышей до выпускников — хотят обязательно примерить. И как только взяли в руки, сразу море эмоций — тяжелые! А если надеть? А еще добавить все военное обмундирование да оружие? Да вещмешок? Да пешком сотни километров! Одних сапог вполне достаточно, чтобы понять, что такое солдатский труд на войне. И когда начинаешь говорить о том, сколько эти сапоги прошагали пешком, как они выручали наших солдат, возникает интерес и к солдатскому быту на войне, и к самой войне. И уже нормой становится проведение простейшего исследования под руководством учителя химии об уникальных свойствах материала, из которого сделаны сапоги, или создание «Оды солдатским сапогам». И уже с огромным энтузиазмом дети собирают материал о своих дедушках и прадедушках, солдатах и офицерах Великой Отечественной войны, пишут сценарии исторического вечера «У войны не женское лицо», работают над проектом «Старость в радость».

Впрочем, Андрей Юрьевич уверен, что каким бы хорошим ни был отдельно взятый метод, вряд ли он способен решить главную задачу — воспитать Человека. Заинтересовать детей историей и обществознанием, на его взгляд, не проблема: сами по себе предметы интересны. Сложнее сделать так, чтобы им стало интересно работать: искать, читать, сравнивать, создавать что-то новое, спорить, наконец. Потому и необходима, по его мнению, система работы, включающая принципы, подходы, определенные условия, методы и методические приемы, устойчивые взаимосвязи.

Личность педагога тоже играет немалую роль. Рытченко — человек с активной гражданской позицией: руководитель ячейки партии «Единая Россия» в своей организации, председатель психолого-педагогической комиссии, член районного резерва присяжных заседателей, наблюдательного совета при администрации поселка, капитан сборной школы и поселка по игре «Что? Где? Когда?» и брейн-рингу. Двадцать лет работает в одном коллективе — сначала был учителем, а после победы на конкурсе 15 июля 2014 года назначен на должность директора Краснобаррикадной СОШ. При этом еще успевает преподавать общественные дисциплины и спецпредметы по управлению, праву и экономике в Астраханском государственном колледже профессиональных технологий, ради чего окончил Московский институт экономики и права. Причем преподает так, что студенты дружно отдали за него голоса при выборе кандидатуры на первом этапе конкурса «Учитель года». Участие в конкурсе стало для него еще одной покоренной вершиной: он состязался не с другими — с собой, впитывая опыт, которым делились коллеги.

— Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Думаю, что главное проявление гражданской позиции учителя заключается в содействии формированию активной гражданской позиции своих учеников. И в этой деятельности руководствуюсь фразой Джима Рона: «Если вы еще не составили свой жизненный план, то вы являетесь частью чужого плана. И как вы думаете, а много ли места оставили там для вас?» Развиваю активную гражданскую позицию моих учеников, в том числе и через проектную деятельность, независимо от того, какой это проект. Уже работая в школе, прочитал про Александра Петровича Куницына, выдающегося русского педагога, преподавателя Царскосельского лицея, профессора, преподававшего нравственные науки. Большинству современников он неизвестен, зато известны имена его учеников: Пушкина, Горчакова, Дельвига, Пущина, Кюхельбекера. Чем больше я узнавал об Александре Петровиче, тем чаще мне приходило в голову, что я, наверное, все свои педагогические технологии отдал бы за встречу с Куницыным, с человеком, которому удалось воспитать целую плеяду выдающихся учеников — граждан России с большой буквы. Конечно, мои успехи более скромные. Но есть у меня ученики, выбравшие педагогическое образование. А один из самых моих способных выпускников получил духовный сан, став священником в Волгоградской области. Это моя гордость, и не только потому, что он посвятил себя Церкви, а потому, что из маленького мальчика, который пришел ко мне в 5-й класс, он стал Человеком невероятной души и духовной силы. Очень надеюсь, что хотя бы чуть-чуть я к этому восхождению тоже был причастен.

Вместе с ребятами он сформулировал основные принципы гражданской позиции школьника и студента. Ученики Рытченко не боятся принимать решения, умеют отвечать за свои дела, помнят, что есть люди, которые нуждаются в их поддержке, и уже сейчас задумываются, что оставят после себя следующим поколениям.

— Я горжусь своими учениками, и не только потому, что они становятся учениками года и победителями олимпиад и турниров разного уровня, но и потому, что они, проходя нелегкие испытания и трудности, становятся целеустремленными, активными людьми и настоящими гражданами своего государства. Так хочется, чтобы все у них в жизни получилось, чтобы они были счастливы в семье и успешны в работе, чтобы стали настоящими патриотами своей Родины, да и просто добрыми, отзывчивыми, честными людьми! Очень надеюсь, что в нашем государстве будут успешными и счастливыми не только наши дети, но и внуки. Приятно, что в этом есть и моя лепта. Теперь я стал лучше понимать своего деда. После войны он мог стать военным или инженером. Но решил быть учителем истории. Мне кажется, что на фронте он понял самое главное — для чего человеку дана жизнь и как важно прожить ее достойно. Об этом он мог рассказать своим ученикам. Дело моего деда продолжается. И надеюсь, его продолжат и мои внуки. У меня три девочки, из которых одна дочь — учитель математики в моей школе.

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 29 от 21 июля 2015 года



Гущин Д. Д.