На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Гузеева С. Г.
финал конкурса 2009 года

Дербина И. С.
финал конкурса 2012 года

Смирнов А. И.
финал конкурса 2015 года

Маршева И. А.
финал конкурса 2005 года

Тришкин И. В.
финал конкурса 2021 года

 

Информация о конкурсанте

 


Конкурс как точка отсчета

Наталья Мухартова со своими учениками всего лишь на одной странице инфографики может описать целую эпоху

Зачем педагоги идут участвовать в конкурсе «Учитель года»? Так получилось, что, общаясь с Натальей Мухартовой, учителем истории гимназии № 22 города Белгорода и победителем конкурса «Учитель года – 2014» Белгородской области, мы все время возвращались к этому вопросу. 22-я гимназия — школа особенная, у них своих, выращенных, выпестованных от самого первого года работы учителем до победителя областного этапа конкурса и участника всероссийского этапа, шесть человек. Некоторым из них Наталья Егоровна, будучи заместителем директора гимназии Светланы Анатольевны Шляховой, тоже, кстати, победителя регионального «Учителя года – 1998», помогала готовиться к конкурсу. А вот сама как выступила в 1996 году, в начале своей уже более чем 20-летней педагогической деятельности, так больше и не пыталась. До какого-то определенного момента... А потом что-то случилось.

Нет, пожалуй, не так. Особенного не случилось ничего, просто появилось желание оглянуться: ведь еще недавно думала, что ты в школе всего ничего, и вдруг оказалось, что уже 21 год, и ты понимаешь, что на самом деле это уже долго. И появляются мысли, что ничего нового детям дать ты уже не сможешь, вроде бы все изучено, прожито, выдано — все, дальше только повторение. Работа затягивает, одно и то же каждый день... А психологи говорят, что раз в пять лет работу надо менять, а менять ее не хочется совершенно! Потому что это твое любимое дело, и ничего другого ты делать не хочешь, тем более что тут и получается неплохо. Неплохо — да, но уже почему-то не так хорошо, как представлялось...

— Такое «замыливание», — говорит Наталья — бывает очень страшным, особенно когда ловишь себя на мысли, что дети-то другие! Уже твои выпускники привели к тебе своих детей! И учить их так, как я учила 5-10 лет назад, неинтересно ни им, ни мне. И захотелось что-то в себе перевернуть и попробовать! И вот тут на помощь приходит конкурс.

Получается, конкурс — помощник? Не обуза, не сплошное испытание нервов, сил физических и эмоциональных, не годовое выпадение из графика и привычного, приятного ритма жизни, а помощник?! Наталья Егоровна улыбается в ответ: к этому просто надо уметь готовиться. Если человек принимает решение об участии в конкурсе не самостоятельно, ничего хорошего не получится. И если не чувствует поддержку коллег, семьи, тоже ничего не выйдет. У них в гимназии «в конкурс ходят» — это так сами учителя говорят — каждый год, причем по двое, а то и по трое: два человека для «Учителя года» и для «Педагогического дебюта» и еще третий — на конкурс «Сердце отдаю детям». Да, тяжело. И силы тратятся, и время, и энергия, но готовит людей не один завуч, а целая команда, точнее, две — предметная и команда завучей. Чтобы каждый мог помочь, подсказать что-то из своего опыта. Есть еще и межпредметные советы, они иногда ярче, чем предметные.

Например, Мухартова, когда готовилась к всероссийскому этапу, знала, что будет давать урок в старших классах, она в них работает. За помощью решила обратиться к учителям химии своей гимназии. Попросила их помочь проиллюстрировать процесс накопления знаний: накапливаются, накапливаются, а потом — бурный всплеск! Какой опыт нужно провести для этого? Коллеги удивились, но сказали, что придумают что-нибудь, а через два дня сами к ней подошли: «Придумали, пойдем покажем!» Дали колбу с прозрачной жидкостью и какую-то маленькую «штучку», которую надо в колбу бросить. Наталья бросила — и пошла реакция: жидкость сначала розовела, потом стала фиолетовой, потом забурлила, даже дым начал идти — знания накопились и выплеснулись!..

Этот опыт Наталья Егоровна впервые продемонстрировала в своем 10-м классе на уроке истории. Дети удивились и одобрили: им показалось очень интересным и неожиданным, что происходящие в обществе процессы можно продемонстрировать с помощью химической реакции. Дочке, кстати, тоже понравилось. Даша в этом же 10-м классе учится, точнее, сейчас его заканчивает и переходит в 11-й. Учится очень хорошо, радует маму и папу. Папа Андрей Александрович Мухартов — учитель права и обществознания, тоже в свое время участвовал в конкурсах, и достаточно успешно. Наталья Егоровна познакомилась с ним во время учебы в Белгородском педагогическом институте, ставшем теперь классическим университетом. Когда появилась возможность поехать вожатыми в «Артек», ни она, ни он не раздумывали и в итоге отработали там три смены, которые стали для них настоящим открытием педагогической профессии. И наверняка помогли найти друг друга.

— Думаю, именно во время работы в «Артеке», — рассказывает Наталья, — у меня появилось устойчивое желание остаться в образовании, работать в школе, с детьми.

Сама она не из учительской семьи. Говорит, в профессию попала, наверное, случайно. Советский Союз разваливался, в Белгороде было всего три вуза — технологический институт, педагогический и кооперативный. Ни в первый, ни в третий она не хотела, поэтому сам собой определился педагогический. А вот предмет — история — случайным не был. Детство Натальи прошло в городе Шебекино, это в 30 километрах от Белгорода, училась в одной из лучших школ своего города. Говорит, педагогический коллектив был степенный, выдержанный, старого классического советского образца, жестко консервативный, но это придавало уверенность, стабильность, и учителей любили. Историю в классе Натальи вела Эльвира Петровна Артемьева, она и пробудила в детях интерес к предмету. Наталья Егоровна вспоминает, как проходили в школе дни дублера, когда старшеклассники заменяли на уроках учителей. Помнит, что всегда ждала этот день, чтобы попробовать себя на месте учителя, и всегда вела историю...

— А ведь, пожалуй, — продолжает она, — и не таким уж случайным был мой выбор профессии. Я ведь даже с детства помню только одну игру, в которую всегда с удовольствием играла, это была игра «в школу». Тетради проверяла, оценки выставляла, кукол к доске вызывала — это самые яркие воспоминания.

Окончив педагогический, пришла работать в гимназию, и с тех пор никакой другой профессии или другого места работы себе не представляет и не желает. Естественно, я не могла не расспросить хорошенько про дочь, ведь если оба родителя педагоги, больше вероятность того, что ребенок захочет стать учителем. Или нет? И тут мы снова вернулись к конкурсу.

Как я уже сказала, в этом учебном году мама Наталья Егоровна Мухартова впервые за 10 лет стала вести уроки в классе своей дочери. А год был конкурсный — так совпало. В итоге конкурс стал их общим делом, потому что первым человеком, на котором мама опробовала свои наработки и с кем советовалась, насколько они интересны и хороши, была дочь. «Даша, как думаешь, сколько времени потребуется вам на выполнение такого вот задания? А если я вот этот прием попробую, как вы на него среагируете?..» Результат получился довольно неожиданным — не у мамы, у дочери. К своему 10-му классу она еще не могла определиться, какую профессию выберет, в какой вуз идти и какие экзамены сдавать. А тут так получилось, что она не просто прожила с мамой всю подготовку и сам конкурс, но и позже, уже после приезда мамы домой, просмотрела с ней все открытые уроки, например, урок победителя Аллы Николаевны Головенькиной. Смотрела и восхищалась: «Какой учитель, как интересно, как здорово работает с детьми!..» А отсматривали они все это вместе, потому что в своей гимназии Наталья Егоровна организует методические мастерские, где педагоги не только обсуждают новые приемы и технологии, но и смотрят потом уроки лучших учителей — вопросы задают, советуются, как и что у себя применить. Прежде чем что-то показывать коллегам, Наталья Егоровна дома готовится, а дочь помогает, советует. Вот так они посмотрели урок победителя конкурса, а потом стали выбирать для общего просмотра и обсуждения такой урок, чтобы всем было интересно независимо от предмета. В итоге остановились на уроке немецкого языка в четвертом классе Екатерины Владимировой из Чувашии. Это притом, что Даша учит английский, мама когда-то в школе учила немецкий, но урок настолько захватил и оказался таким интересным, что знание языка не потребовалось, чтобы это понять. Как говорит Наталья Мухартова, важнее понять энергетику общения с ребенком, и сразу становится ясно, что хочет учитель донести. В итоге в школу Наталья Егоровна принесла этот урок, и все учителя начальной школы (урок был в 4-м) его посмотрели. Правда, сначала удивились: мы не знаем немецкого языка. А Наталья Егоровна им ответила, что содержание «убрала» специально, чтобы не думали, «где она это упражнение взяла», «а мы по этой программе не работаем»! Следующие 45 минут все смотрели урок немецкого, а потом с большим воодушевлением его обсуждали.

Вот после этого случая десятиклассница Даша стала говорить маме, что работать учителем очень интересно! А может быть, и у нее получится? Правда, страшновато, все-таки не знает еще английский язык до того уровня, чтобы детям преподавать. Но, с другой стороны, она этому сможет научиться в университете...

— А потом она у меня спрашивает, — продолжает рассказ Наталья Егоровна: «Мама, а в конкурсе я смогу участвовать?» Я отвечаю, что конечно, и привожу в пример нашу Алину Магомедову, учительницу гимназии № 1 города Белгорода. Алина Владимировна в 2013-м стала победителем на Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют». Вот такие у нас замечательные учителя! А конкурс, наверное, — это как инфекция...

Последнюю фразу Мухартова произносит с улыбкой. А я про себя добавляю, что, пожалуй, болеть такой инфекцией довольно приятно, а главное — полезно. Не только много нового узнаешь, но и начинаешь жить на других оборотах. Например, Наталья Егоровна сама себя характеризует больше как человека интеллектуального и в меньшей степени творческого. Поэтому когда шла на конкурс, хотела показать, как у детей формируются системное мышление и их интеллектуальные умения. Долго думала, что может стать иллюстрацией, и пришла к выводу, что инфографика «Совершенно уникальная вещь, когда на ограниченном фрагменте листа появляется немыслимое количество информации, с которым потом можно бесконечно работать!» Первую такую работу они с детьми подготовили к конкурсу «Учитель года», в ней есть все: подсчитаны все участники за 25 лет конкурса, названы победители и регионы, откуда они, все это обозначено на карте, посчитали, сколько раз побеждали мужчины, сколько женщины, в какой год больше участников, в какой меньше. К сожалению, эту замечательную инфографику Наталья на конкурсе не показала, не сложилось. Но свою работу они с классом продолжили, и следующим большим проектом стало исследование, посвященное 70-летию Победы.

Третий большой проект и информационно насыщенная таблица инфографики появились после изучения темы «Научные открытия на рубеже веков». Ребята все знания систематизировали в виде таблицы. По горизонтали отмечены десятилетия: 1870-е годы — это первый столбец, 80-е — второй, 90-е — третий, 1900-е — четвертый, а 1910-е — пятый. По вертикали идут года от 0 до 9. Пересечение этих строк дает год и соответствующее открытие. Здесь физика, биология, астрономия, география, химия, и уже можно делать выводы о развитии различных наук и значении их для общества.

— Инфографика, — считает Наталья Егоровна, — позволяет задействовать интеллект ребенка, не просто составить таблицу, это детям уже неинтересно само по себе, но интересно создать такую вещь, с которой потом можно продолжать работать... Вот это и есть ответ на вопрос, зачем нужно было идти в конкурс! Ведь до этого можно было бы не додуматься, если бы не поиск нового, не желание хорошо выступить.

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 22 от 2 июня 2015 года



Гущин Д. Д.