На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Савельева Л. А.
финал конкурса 2013 года

Кричевцова С. Ф.
финал конкурса 2012 года

 

Информация о конкурсанте

 


Язык до Диккенса доведет

Ученики Елены Тарас могут спросить ее о чем угодно. Только на английском

Елена ТАРАС появилась на свет в семье педагогов в День учителя. Но уверена, что звезды тут ни при чем — свой жизненный путь она выбрала без их помощи.



День — время детское


Звоню Елене Николаевне вечером:

— Как погода?

— Да уже жить можно — 35 ниже нуля. Скоро вообще «лето» обещали -24! — хохочет она.

Елена Тарас, учитель белоярской школы №1 Сургутского района, не родилась, а стала в 2000-м, переехав из родной Украины. Она вообще считает, что человек делает себя сам. Профессию выбрала не благодаря, а вопреки... Наверное, потому что видела не только радость родителей от детских успехов — помнит и бесконечные тетрадки, над которыми они сидели ночами. Романтизма для мечты не хватало. А в восьмом классе в школу города Надворная, где училась Лена, пришла новая учительница английского языка Алла Павловна. И у примерной ученицы вдруг стали появляться в дневнике тройки. А поскольку с детства любимым афоризмом Лены были слова Анатоля Франса: «Жить — значит действовать», она взялась зубрить, выписывая по тридцать новых слов. Потом увлеклась, стала читать книги английских писателей на языке оригинала, сама себе их пересказывая. И даже думать научилась по-английски.

— Трудно было? — спрашиваю.

— Что вы! Интересно!

Елена Николаевна человек легкий: окружающим часто кажется, что ей само идет в руки то, над чем они безуспешно бьются. В Черновицком национальном университете ей пророчили большое лингвистическое будущее. Попасть в школу, что считалось уделом троечников, не грозило. И только на практике в гимназии после 4-го курса Лена поняла, что тоже хочет открывать для детей новый мир, зажигая желание его познавать.

На финале конкурса «Учитель года» она была зажигательна и искрометна, невозможно было поверить, что эта легкость далась тяжелым трудом. Причем не только ее, но и коллег.

— Не знаю, прочитала бы я такую массу полезного, если бы не конкурс, — говорит Елена Тарас. — Наверное, пожалела бы себя, поспала подольше. Но коллеги и родные поддерживали, надеялись, как подвести?

На маленькой кухоньке спит дочь — в 13 лет хочется своего пространства. В единственной комнате — 6-летний сын. А мама, не включая света, ставит на коленки ноутбук. Иногда сын просыпается, и, пока не начал ворчать, что она опять «где-то не с ними», Елена Николаевна легким движением руки изображает полное отсутствие компьютера. Ночь — время, которое принадлежит только ей. День — время детское.

— У вас по 6-7 уроков ежедневно, наверное, язык к вечеру заплетается? — ужасаюсь я.

— У меня — нет, — она опять смеется. — А у ребятишек бывает. Я же не одна говорю. Не терплю скуки на уроках. Но это не значит, что занятия превращаются в веселые представления и не несут того самого зерна знаний, рождаемого в деятельности, ради которого мы и приходим к детям. Мало насытить урок упражнениями. Важно предоставить возможность решать проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над путями их решения. Считаю, что одна из главных задач современного педагога — научить детей самостоятельно делать свой выбор, учиться находить истину, взаимодействовать с другими людьми, работая в группах и парах. Парты у нас в классе стоят буквой «п» — так легче общаться. Никогда не заставляю ребят заучивать готовые диалоги наизусть. Говорящий имеет выбор: что сказать и как об этом сказать. При дискуссии не может быть одного верного мнения, каждое мнение имеет право на существование. Учу своих учеников уважать мнение собеседника. Главное, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей.



Все лучшее — детям


«Фокусы» Елена Тарас освоила еще в 1998 году, после университета. Однажды новенький вахтер школы не выдал ключи от кабинета: «Ученикам не полагается!» А ребятишки экспериментировали — подкладывали на стул кнопки. Елена Николаевна научилась смахивать колющие предметы в сумку так виртуозно, что разочарованные дети понять не могли: то ли были они, то ли нет? Она, впрочем, не сердилась — дети же! Даже за редкие невыученные уроки ругает больше себя.

— Наших детей сложно увлечь иностранным языком. Они не всегда понимают, зачем он им нужен. Говорят: «Все равно дальше Турции и Египта не ездим, а там персонал отелей и по-русски понимает». От нас зависит их желание учиться. Иногда дети просто боятся говорить, и нужно помочь им преодолеть страх. Но они должны понимать, что освоение любого предмета — это всегда преодоление себя. А говорить о проблемах с дисциплиной как-то даже и не совсем прилично: ведь мы, учителя английского языка, работаем только с половиной класса. Очень часто ребенок, сталкиваясь с первыми трудностями, опускает руки. В таком случае хорошего результата добиться действительно сложно, поэтому ученика обязательно нужно поддерживать. Многие говорят, что нужно любить детей. Но мне кажется, что любить всех детей невозможно. А вот относиться к ним с уважением, видеть в каждом личность просто необходимо. Если в школе создается ситуация успеха: давайте попробуем, давайте сделаем это вместе, давайте еще и еще раз проанализируем ошибки, то ребенок сможет освоить всё!

Елене Николаевне, по ее словам, очень повезло, она попала именно в такую школу, где учителя не только работают — живут для детей. Много лет в белоярской СОШ №1 существуют учительские театр и хор. Спектакль к Дню знаний ставят не ученики для педагогов, а педагоги для учеников! Так что она легко влилась в столь творческий коллектив. Перед уроками распевает с коллегами для настроения, на уроках — с учениками для раскрепощения. На занятиях использует различные приемы и методики, выбирая из них самое ценное: игровые действия, практическую направленность, творческий характер обучения. Самый любимый, пожалуй, метод проектов, поскольку он дает возможность сосредоточить внимание не на самом английском языке, а на проблеме, которую решают. И решают реально! Малыши, самостоятельно подготовив сценарий, регулярно участвуют в школьных концертах на английском языке. Результатом международного исследовательского проекта «Влияние родного языка (русского и итальянского) на изучение английского как иностранного» стала памятка для русских и итальянцев, общающихся между собой на английском языке. А групповой мини-проект «Увлечения подростков в поселках Белый Яр и Цеттель» подружил детей из сибирской глубинки с германскими сверстниками.



Сибирь — тоже заграница


Когда Елена Тарас объясняет, что к каждому ребенку нужен свой подход, даже педагогам трудно представить, насколько ее ученики разные. Она и сама не думала, что когда-то придется учить не только русскоговорящих детей английскому, но и иностранных русскому. Причем даже не англичан! Ее учениками оказались итальянец Лоренцо и вьетнамец Мин из Германии! Если для того, чтобы учить Мина, «достаточно» было вспомнить университетский немецкий и овладеть профессией преподавателя русского языка, то дабы разговорить Лоренцо, пришлось зубрить стихи Данте на итальянском! Елена Николаевна — волонтер фонда «Интеркультура» (AFS Россия), который занимается организацией международных обменов школьниками. За Уралом с ним пока работают лишь образовательные учреждения Ханты-Мансийского округа. Чтобы юный иностранец на несколько месяцев стал белоярским учеником, надо не только найти ему семью, но и взять на себя большую ответственность.

— Это очень полезно для наших ребят! — объясняет Елена Тарас. — Общение со сверстниками из других стран дает мощный стимул к изучению языка, создавая реальную ситуацию общения. У иностранных школьников, как правило, очень хороший разговорный английский. Видя, как они быстро и с удовольствием схватывают русский, ребята с большим удовольствием занимаются английским. Из живого общения узнают много нового о другой стране, культуре, традициях. Но есть еще более важное... Иностранцы приезжают к нам не всегда с лучшими представлениями о России. А тут они их меняют. Ребята видят, что своими усилиями могут сделать нашу страну предметом для подражания! Ведь самое главное в работе учителя даже не научить детей учиться. Цель работы — воспитание.

В школе зародилась новая традиция — день межкультурного диалога, который проводится совместно со старшеклассниками и их иностранными сверстниками. А вся белоярская СОШ №1 превратилась в интернациональное пространство. Названия учебных кабинетов и служебных помещений школы можно прочитать на русском и английском языках. На доске объявлений меняются фразы дня: обычно высказывания известных людей. Например, афоризм Махатмы Ганди: «Там, где есть любовь, есть жизнь». Малыши на переменках ненавязчиво повторяют два алфавита — буквы расположены прямо на ступеньках. А сам кабинет иностранного языка — частичка туманного Альбиона с меняющимися «экспозициями».

Воспитывает детей Елена Тарас тоже на английском. Она классный руководитель восьмиклашек, и на уроках те могут спрашивать о чем угодно, главное — по-английски. Правда, с родителями, к которым частенько приходится ходить в «гости», такая в школе традиция у классных, говорит все же на родном языке. Впрочем, не сомневаюсь: надо было бы освоить инопланетный для лучшего взаимопонимания, она бы это сделала.

— Если учитель не будет учиться, он и за детьми не успеет, он не будет интересен даже себе, — считает педагог. — Именно поэтому я с удовольствием участвовала в «Учителе года».

А фразой дня на всех турах конкурса «Учитель года» ей служила поговорка «Один в поле не воин». Своей главной удачей Елена Тарас считает работу в школе, затерянной в сибирских снегах. Поддержку коллег ощущала постоянно. А вот ученики всерьез опасались, что их любимого учителя заберут в Москву. Не понимают — забрать ее от них невозможно. Ведь когда Елену Николаевну спрашивают, почему не поменяет работу, которая отнимает столько сил, она отвечает: «Я довольна своей судьбой, ведь выбрала ее сама».

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 09 от 4 марта 2014 года



Гущин Д. Д.