На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Якимова В. В.
финал конкурса 2009 года

Белкина Ю. Ю.
финал конкурса 2020 года

 

Информация о конкурсанте

 


Отважный капитан 1-го «А»

Души пробуждаются в самом раннем возрасте

Ольга Безумова говорит, что воспитание личности — штучная работа. Пока не пробьешься к сердцу ребенка, считай, что ты ничего и не сделал. Пришел такой бука со своим черным ящиком в душе, скрывает чувства, эмоции, а там такое! И никогда не узнаешь, что он талантлив и остроумен, отважен и способен поражать, если осторожненько не растопишь лед, сковывающий его одиночество. Доверительность, справедливость оценки персональных человеческих качеств и общее дело, в котором ребенок не просто участник, а заводила и полноправный партнер, — вот основы, на которых строятся истинные отношения между педагогом и учеником.

Своей библией Безумова считает книгу Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Именно его мудрые наставления спасли ее, молоденькую выпускницу Нарьян-Марского педучилища, когда она впервые вошла в свой первый в жизни класс. Ольга Борисовна отчетливо понимала, что авторитет учителя вместе с дипломом не выдается. Да и у ее обожаемого Сухомлинского авторитет не имел ничего общего с требованием о беспрекословном послушании, авторитарным управлением ребенком. Значит, нужно было налаживать эмоциональные, духовные связи. А как?

Вот тогда она и поставила перед собой задачу — сформировать стиль взаимоотношений с учениками, который помогает ребенку учиться с радостью, когда дети идут в школу с удовольствием и не теряют этого ощущения с годами. Один неверный шаг, неловкое замечание педагога могут отбить у маленького человека желание учиться. Его потом непросто восстановить.

И педагог открыла свой клондайк любви для абсолютно всех маленьких старателей, шалунишек и бук, всезнаек и неисправимых мечтателей. И они, обогатившись ее любовью, раскрыли свои сердца навстречу. Так она осознала, что истина живет только в открытой душе и авторитет — только в чистых устах. Кстати, об этом говорил еще Бенедикт Спиноза.

В школу №3 Ольга Безумова пришла работать после переезда из родного Великовисочного, где до сих пор трудятся две ее сестры: старшая, Людмила, завуч с тридцатилетним стажем, а младшая Валентина заведует интернатом.

Подсчитывая число своих выпускников, Ольга Борисовна сама удивилась: оказывается, около двухсот ребят называют ее сегодня первой учительницей! А бывшая ученица Татьяна Цилинская даже работает в одном коллективе.

Ольга Безумова говорит, что работать в школе сейчас стало легче. Можно использовать интерактивную доску, технические средства, подготовить презентацию по любому предмету, переключить внимание детей, преподнести материал доходчивее. Нынешнее поколение несравнимо с теми, кто учился в прошлые десятилетия. Ребята сейчас развитые, раскрепощенные. Только вот компьютер с его играми с малых лет вытесняет из их жизни хорошую книгу.

Поэтому на уроках у Ольги Борисовны девчонки и мальчишки решают для себя, что такое любовь и дружба, верность и предательство, страсть к преодолению и характер. Порой для лучшего понимания прочитанного произведение инсценируют, проигрывая ситуации, пропуская переживания через себя, ребята осознают, какими чувствами руководствовались герои и как не превратить свою судьбу в игрушку обстоятельств.

Найти информацию в учебниках, энциклопедиях, книгах несложно, важно уметь ее сегментировать, вычленить нужное, понять и принять. Иногда для этого стоит натянуть на себя шкуру инопланетянина, построить модель Вселенной или расслабиться, посмеявшись. И никогда не помешает сконструировать самый запредельный агрегат с помощью Лего, выяснить, какие вопросы следует задать учителю или какие ответы следует искать в фолиантах ученых, для того чтобы это действительно заработало.

Детям семи лет обычно трудно сосредоточиться на длительном изготовлении чего-то сложного. Психологические и физиологические особенности школьников младшего возраста предполагают достаточно быстрое достижение результата деятельности при не очень больших трудозатратах. Но это вовсе не означает, считает педагог, что упорство, точность и аккуратность не должны занимать подобающего места на начальном этапе обучения. Безумова эти качества развивает в течение всего учебного года, а в начале работы большее внимание уделяет заинтересованности ребят в любых их занятиях, развитию у них тематической мотивации к познанию и творчеству.

Принцессы в каретах и леопарды, охотящиеся за оленем в джунглях, черно-белые краски заснеженного леса и красный лев у оранжевой реки, воздушный корабль, пробивающийся сквозь околосолнечную орбиту Сатурна, и домик из прошлого. Так рисуют школьники. Так они видят мир. А чтобы это видение приобрело вид мастерства, Ольга Борисовна проводит с ними особые уроки. Ее ученики попеременно пробуют себя в деятельности художника, графика, скульптора, архитектора, дизайнера, зрителя, критика — ценителя художественного произведения. Это способствует развитию их интереса к изобразительному искусству и художественной деятельности, более глубокому восприятию явлений искусства, формированию многообразных представлений о различных гранях пластических искусств, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений. И вот они уже креативные артисты и дизайнеры!

На окружной конкурс школа №3 вывела аж двух своих педагогов — физкультурницу Елену Каневу и учителя начальных классов Ольгу Безумову. Ольга Борисовна рассказала о краеведении в начальной школе.

— Я очень люблю природу, природу своего края, люблю путешествовать по нашему краю. У нас очень много красивых мест. Изучая историю Ненецкого автономного округа, я сделала для себя много открытий и рассказываю об этом тем, кто только начинает свой жизненный путь, — моим ученикам. Считаю, что, лишь зная прошлое, можно шагать в настоящее.

Безусловно, Ненецкий округ — завораживающий край. Тундра во все времена года украшена всеми цветами радуги: зимой это белые снега, голубые льды и великолепие северного сияния, летом — синие глаза озер, разноцветье птиц и пестрота цветочных ковров и мхов. Вокруг не только привычный глазу простор тундры, но и причудливые каньоны с обветренными серыми валунами, шумные перекаты студеных рек и звонкая капель тысяч ручьев. Богатая растительность представлена многообразием мхов и лишайников, грибов, ягод, лекарственных растений, различными видами лиственных и хвойных пород деревьев. Животный мир Севера — один из самых удивительных. Чрезвычайно разнообразен состав птиц, здесь встречаются редкие и ценные породы рыб, пушного зверя. Обо всем этом рассказывает Ольга Борисовна на своих уроках.

Глубокое понимание экологических проблем, ситуаций, задач возможно только в процессе практической деятельности. Поэтому Безумова на своих уроках говорит об экологии и краеведении много.

В 3-й школе вообще своя собственная система экологической деятельности, в которую вовлечен весь коллектив. Создавая эту систему, в учебном заведении попытались учесть все потребности и возможности и школы, и Нарьян-Мара. На сегодняшний день в 3-й организовано особое экологическое образовательное пространство, особая атмосфера, пронизывающая как образовательную, так и воспитательную сферу.

— Система экологической деятельности школы, — подчеркивает обычно, рассказывая о своем образовательном учреждении, директор Нина Гавырина, — включает в себя учебное направление (классные и внеклассные занятия) и внешкольное. В учебный процесс введено сквозное преподавание экологии в одном из классов каждой параллели в форме урока или кружкового занятия. Приобретение исследовательских умений и навыков не только помогает ученикам лучше справляться с требованиями программы, но и развивает у них логическое мышление, создает внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Вообще появившаяся в 1965-м в новом здании школа №3 в те годы выполняла интернациональные задачи. Дело в том, что она была объектом для показа иностранным морякам, приходившим на морских судах в наш порт за печорским лесом. Посетили школу западногерманские, голландские, греческие и моряки из других стран. Дивились.

Уроки же Ольги Безумовой не для дива. Они способствуют выявлению особенностей отношений природы, истории и культуры этого далекого северного края. Ее ученики, узнавая о родных местах больше, не только приходят к определенным выводам и решениям, они чувствуют себя участниками огромного важного дела, чувствуют уверенность в себе. Они учатся принимать решения, а как известно, с психологической точки зрения люди с гораздо большей охотой осуществляют те решения, которые выработаны ими самими или с их помощью.

— Тундра красива в разные времена года, — мечтательно вздыхает Ольга Борисовна. — Вот как об этом пишут поэты: «Сколько в тундре нынче света, // в Заполярье нашем лето. // Нам пора бы спать ложиться, // только вот никак не спится. // Солнце светит нам в глаза, // их закрыть никак нельзя».

Да, она большая поклонница природы этих мест. Даже не представляет себе, как можно жить в тепличных условиях и не видеть всю эту красоту, древний Тиманский кряж и хребет Пай-Хой (высота до 467 м), заболоченные участки Большеземельской и Малоземельской тундры, Печору, множество небольших речушек и мелких озер, соединенных короткими протоками. Это ее край. Это ее любовь. Так же как ее любовь — дети.

И важны для Безумовой вечные заповеди, нет, не любимого ею Сухомлинского, те, что передаются от простого человека человеку: «Проходя мимо церкви, крестись, проходя мимо нищих, делись, проходя мимо юных, не злись, проходя мимо старых, склонись, проходя мимо кладбищ, присядь, проходя мимо памяти, вспомни, проходя мимо матери, встань, проходя мимо родичей, помни, проходя мимо знаний, возьми, проходя мимо лености, вздрогни, проходя мимо праздных, твори, проходя мимо павших, запомни, проходя мимо мудрых, постой, проходя мимо глупых, не слушай, проходя мимо счастья, ликуй, проходя мимо щедрых, откушай, проходя мимо чести, храни, проходя мимо долга, не прячься, проходя мимо слова, держи, проходя мимо чувств, не стесняйся».

Кроме Сухомлинского, на книжной полочке сердца Безумовой стоит томик каверинских «Двух капитанов». И заключительная строка книги «Бороться и искать, найти и не сдаваться» из хрестоматийного стихотворения лорда Теннисона «Улисс» всегда ведет ее вперед.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 38 от 23 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.