На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Пихтовникова Д. А.
финал конкурса 2017 года

Кошевич О. А.
финал конкурса 2018 года

 

Информация о конкурсанте

 


Вперед смотрящий

Не ломайте голову, ломайте стереотипы!

Алексей РУБИН мечтал быть водителем троллейбуса или трамвая — это так романтично, казалось ему, когда при встрече огромных транспортных махин сидящие в стеклянной кабинке люди приветствуют друг друга взмахом руки. Он с упоением расспрашивал рулевых о профессии, они рассказывали ему о тонкостях своего столь ответственного дела. А исполнилось Алексею Яковлевичу уже 15 лет, и родители пребывали в смятении от столь странного, на их взгляд, интереса сына. Но он опять их озадачил: учась в 11-м классе, Рубин неожиданно пошел на подготовительные курсы педагогического колледжа. И это увлечение уже не было столь мимолетным, как все предыдущие. В учительстве он и сегодня видит возможность удивляться и очаровываться.

Алексей Яковлевич не большой поклонник художественной литературы. И с сочинениями в школе у него всегда возникали проблемы, ну не любил он читать! А вот русский язык, напротив, представлялся ему самым совершенным предметом на свете. Впрочем, и математика тоже. Но к русскому у школьника всегда было особое почтение, за его логику правил. И он, безусловно, удивил строгую Зою Акимовну, которая, снисходительно оглядев двух молодых ребят в классе, определила им место в своей иерархии: «Мальчиков сегодня, в первый день занятий, трогать не будем, пожалеем». «Почему? — возмутился Рубин. — Я хочу отвечать!» И весьма требовательная Снежко с тех пор поняла: этот хочет учиться!

В педагогический колледж №8 в Измайлове он поступил с легкостью. Экзамены сдал блестяще плюс дополнительный балл давали курсы. Сразу понял: здесь халтурить нельзя. И почувствовал, что эта профессия его. Ему было интересно с первого же дня в колледже, но на втором курсе началась практика, и это оказалось испытанием на профпригодность. Сначала Алексей Яковлевич немного испугался. И конспект был вроде готов, и тема от зубов отскакивала, а вошел в класс и понял — возможности заглянуть в конспект нет, ведь дети смотрят прямо в тебя. И надо говорить от сердца, и надо им дать нечто большее, чем все эти слова в тетрадке.

Первая практика научила многому. На ней с Рубиным произошел и вовсе вопиющий случай — его не допустили до урока технологии! Он-то решил, что такой пустяковый предмет, как труд, чего уж не осилить. И пройдя проверку конспекта урока методистом, не удосужился предварительно согласовать его с учителем. Приехал в школу непосредственно в день практики, мол, я у вас буду давать урок труда. «Не будете!» — заявил педагог. «Ну как же, — опешил студент Рубин, — я без пяти минут с красным дипломом?!» Но перед его носом закрыли дверь. Теперь-то Алексей Яковлевич понимает, что на месте учителя он поступил бы так же. Тогда ему было обидно.

Колледж научил, что все уроки ответственные, все требуют подготовки, а самое главное — дети видят тебя насквозь и не выносят лжи, и лучше всего, когда ты не пытаешься казаться им не таким, каков на самом деле. Сегодня Алексей Яковлевич делится с ними причинами плохого настроения, какими-то своими переживаниями, и они всегда скажут слова поддержки, которые меняют мир вокруг, заставляя его светиться новыми красками.

А еще колледж позволил чувствовать себя уверенно в университете. И когда те, кто поступил МГПУ после школы, подходили и спрашивали: «Слушай, а ты не знаешь, как эти противные конспекты писать? Какую цель урока нужно ставить?», он думал: «Ребята, как вы выйдете на урок? Вы школу жизни не прошли!» А у него за плечами была уже очень хорошая практическая подготовка.

В знак уважения к своим наставникам и методистам Алексей Рубин написал и подарил колледжу гимн. Впрочем, это начало другой истории — музыкальной. Дело в том, что в семье долгое время Алексей считался к музыке совершенно неспособным. О том, что в юноше просыпается настоящий талант, знала только бабушка. Именно у нее он делал свои первые музыкальные открытия. Сегодня у Рубина вышел альбом, а в любимом им караоке с ним стараются спеть выпускники Гнесинки, оценивая его вокальные способности весьма высоко.

С 2009 года Алексей Рубин работает в физико-математической школе №444. Сегодня и папа-физик, и брат-журналист оценили настойчивость, целеустремленность и чувство ответственности младшего сына. К сожалению, мама до триумфальной победы сына на конкурсе в Москве и получения им, лауреатом российского состязания, приза в номинации «За содействие гражданскому воспитанию и формирование культуры мира для обучающихся» Центра толерантности Еврейского музея не дожила. Но рядом жена, коллега, и двое детей.

Случайных людей в учительской профессии быть не может, считает Рубин. Повторение одного и того же изо дня в день — проверка тетрадей, общение с родителями — способно выбить из колеи. Если не умеешь из этого, каждодневного, извлекать пользу, если не способен наблюдать процесс формирования отношений, отследить изменения, то очень быстро приходит мысль, что каждый день одно и то же, и это съедает. А если человек создан работать учителем, ему не важно, какая погода на дворе, он с головой в своих детях, уроках, открытиях человеческих душ. Алексей Яковлевич убежден, что такую колоссальную подпитку, которая идет от детей, больше нигде и никак не получишь. Именно дети его, такого активного, позитивного, светящегося, заряжают. А порой и провоцируют, и Рубин счастлив, что в классе есть ребята, которые ставят его слова под сомнение. Он не боится, что их неудобные вопросы каким-то образом умалят его авторитет, и только рад, что они не боятся высказывать свое мнение и озвучивать услышанное и почерпнутое из других источников. Они поднимают руку и говорят: «Алексей Яковлевич, а я вот слышал...», и начинается серьезный разговор в 4-м «В» классе. Очень важно, считает Рубин, в этот момент не начать сочинять что-то в ответ, а либо сказать «Я думаю, что...», либо честно сказать «Сейчас я не готов к этому разговору, давай ты посмотришь, я посмотрю, и мы завтра это обсудим». Самое главное, говорит педагог, не забыть к этому вернуться. Дети второй раз не спросят, если не утолить жажду открытий, пытливость ума, потом они очень быстро погаснут, и им будет это уже не интересно.

А ведь этих своих учеников Алексей Яковлевич ждал очень долго. В школе была только одна параллель в началке, и вакансий не было. Рубина взяли учителем английского языка, иностранный был его специализацией. Только через четыре года открылся третий первый класс, и ему предложили пойти в него.

— Мне всегда хотелось быть классным руководителем, — говорит Рубин. — А учитель английского видит своих детей три раза в неделю, значит, пришлось бы жертвовать временем на уроках ради решения каких-то срочных организационных моментов. И вообще мне всегда хотелось работать с детьми младшего школьного возраста. Почему-то кажется, что им я могу быть более полезен.

Он уверяет, что гармонично развитая личность может достичь большего. Потому что предметные знания, знания в отдельных областях можно получить в любом возрасте. А вот воспитание — это то, что формируется в человеке с самого раннего возраста. Гармонично развитая личность по Рубину — достойный член общества, образец культурного поведения, хороший человек, потому что воспитан, потому что у него широкий культурный кругозор, потому что его речь избавлена от слов-паразитов. Таким «мелочам», как норма произношения, Алексей Яковлевич на любом уроке уделяет большое внимание. И отмечает, речь учителя — очень важный инструмент, с помощью которого можно достичь очень хороших результатов. Если на уроках учитель допускает те или иные ошибки, то не стоит требовать, чтобы дети их избегали, для них он пример, и все, даже плохое, они скалькируют вмиг. Поэтому учитель должен быть эталоном элегантности, грамотности, но самое главное — искренности.

— Да, мужчину-учителя встретишь нечасто, а уж в начальной школе — подавно, — отмечает Алексей Яковлевич. — Но директора моей школы это ни капли не смутило, она вселила в меня уверенность и напомнила, что учитель-мужчина формирует в сознании мальчиков определенную модель отношения к миру, прививает такие качества, как способность принимать решения, отвечать за свои поступки, защищать слабых, быть честным и порядочным... А значит, мужчина в школе просто необходим. Так и получилось, по-видимому, что не я выбрал свою профессию, а она выбрала меня. И это огромное счастье, когда ты на своем месте, когда занимаешься любимым делом и видишь плоды своего труда; когда вчерашние первоклашки уходят от тебя в среднюю школу, когда еще вчера ты был практикантом, а сегодня студенты проходят практику уже под твоим руководством. Но это происходит только тогда, когда ты посвящаешь себя детям, много думаешь, работаешь над собой и идешь по жизни рядом с детьми.

Он старается общаться со своими учениками как можно больше. Специально для постоянного общения создал группу ВКонтакте. Она все время обновляется: здесь есть игры, которые позволяют лучше освоить иностранный язык, а еще «похвастушки». То есть фотографии учеников с описаниями их успехов. Он никогда не скупится на похвалу. Причем повод для этого находит, даже если ученик не демонстрирует на уроках особых достижений, может, ребенок прекрасный спортсмен или пишет стихи. Алексей Яковлевич обязательно найдет, за что сфотографировать маленького чемпиона и выложить снимок с почетной подписью в группу. Пусть все увидят, какой замечательный человек с ними рядом. А самое важное — в Интернете Рубин размещает информацию для родителей, для того чтобы они не волновались зря, чтобы знали, что предстоит их детям делать сегодня и чем они планируют заниматься завтра.

Ученики у него все как один умницы, красавцы, таланты. И очень самостоятельные. За четыре года они превратились в настоящих помощников учителя и его друзей. Никогда Рубин не напоминает им, что он управляет процессом урока, он доверяет детям. А они ему.

Участие в конкурсе «Учитель года России» дал Алексею Рубину заряд эмоций, который помогает ему сейчас понять, что выбор профессии не напрасен. Общение с профессионалами высшей пробы, по словам Рубина, — это просто подарок. И, безусловно, участие в конкурсе — это профессиональный рост. Это возможность взглянуть на свою работу со стороны. Посмотреть на опыт регионов. А мастер-классы других участников дали ему невероятное количество идей, как можно использовать те или иные приемы. А на мастер-классе Сергея Кочережко Алексей Рубин поймал себя на мысли, что хотел бы, чтобы у его ребенка был такой учитель.

— Я бы и сам у него поучился, подумал я, — поделился впечатлением Алексей Яковлевич после занятия.

Учиться Рубину не скучно. Осваивать, развиваться. Главное — ничего не бояться. Главное — не идти на поводу у стереотипов. Слушать себя, свои желания. И смотреть вперед.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 10 от 8 марта 2016 года



Гущин Д. Д.