На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Зезина  Н. А.
финал конкурса 2009 года

Москаленков  С. А.
финал конкурса 2007 года

 

Информация о конкурсанте

 


Вертикальный взлет

Ольга Рычкова смогла сделать невозможное!

Зачем участвовать в конкурсах? Особенно в таких сложных и энергоемких, как «Учитель года», где даже муниципальный этап требует от конкурсанта много сил и нервов, а чем дальше в лес, тем больше дров... Многие учителя даже помыслить не могут себя в роли участника. И правда, роль эта не для каждого. Зато все, кто проходит через конкурс, начинают иначе смотреть не только на школу в целом, но и на себя самих. Что-то новое каждый в себе открывает.

Так я думала, готовясь к встрече с моей героиней. Ольга Рычкова, которую я спросила о том, что нового она узнала о себе, не ответила на мой вопрос. Скорее всего потому, что конкурс не самое серьезное испытание в ее жизни. Были и другие, гораздо более серьезные. Поэтому скромность и одновременно достоинство, с которым она держалась в Казани и Москве, обратили на себя внимание и участников, и членов жюри. «Ее внешний облик говорит о внутренней глубине, цельности и душевном богатстве», — говорил об Ольге один из них. «Достаточно посмотреть в ее глаза, чтобы понять, что человек проходит очень сложный жизненный путь», — вторил ему другой. «Она нас просто загипнотизировала!» — признавался третий.

Лауреат «Учителя года – 2005» Дмитрий Скурихин, земляк Ольги, бессменный председатель клуба «Учителей года Кировской области», принимавший участие в ее подготовке к Всероссийскому конкурсу, не скрывал радости и гордости: «Оля смогла открыть себя другим людям за очень короткий срок конкурсных испытаний. Оля невыразимо харизматичная! Она и на областном конкурсе очень достойно себя держала, о ней можно было сказать словами Булгакова: «Вот что значит кровь!» У нее огромная способность к самореализации. Все это было внутри и прекрасным образом выплеснулось наружу».

Не только земляки-«пеликаны», все учителя Кировской области ликовали, когда стало известно, что Ольга вошла в пятерку победителей. Такого еще не было в истории вятского образования. В «пятнашку» кировские учителя попадали не раз, но так высоко не поднимался никто из них. Педагогический Эверест покорила женщина, мало того, учитель сельской школы, расположенной в самой глубинке. В этом все ощутили особый смысл, почувствовали особую значимость победы.

Так кто же она, хрупкая женщина с огромными и немного грустными глазами, сумевшая сделать то, что ни одному мужчине оказалось не под силу?

Ольга Рычкова родилась в том же самом поселке Кобра Нагорского района Кировской области, где живет и сейчас, училась в той же самой школе, в которой сейчас работает. Ее мама и папа родом из этого же поселка. Оба работали в Кобринском леспромхозе. Хотя поселок расположен на самой окраине севера Кировской области, в глухих непроходимых лесах недалеко от границы с Республикой Коми (традиционного места ссылки «социально опасных элементов» — раскулаченных, дворян и интеллигенции), Кобринский леспромхоз не относился к системе исполнения наказаний. Это было обычное лесозаготовительное хозяйство, обеспечивавшее работой почти все население поселка. Доходы хозяйства позволяли содержать и детский сад, и школу, и дом культуры. Лишь в годы перестройки оно прекратило свое существование, хотя лес вокруг Кобры так и продолжал и продолжает расти. По мнению Ольги, главной причиной прекращения деятельности было неумение вести хозяйство в рыночных условиях.

Отсутствие работы повлекло за собой разрушение инфраструктуры, в районе уже несколько лет наблюдается отток населения. Материальную базу школы можно назвать если не скудной, то весьма скромной. Интернет плохой, о том, чтобы поговорить по скайпу, остается только мечтать.

— Но жизнь продолжается, в школе учатся дети, и нельзя, ссылаясь на ситуацию, снижать уровень своего профессионализма, — считает Ольга. — Наоборот, она (ситуация) подталкивает каждого из нас к дополнительным усилиям. Шансы наших учеников должны быть соотносимы с возможностями выпускников крупных городских школ. Мы не можем допустить, чтобы дети чувствовали себя ущемленными.

В Ольге Валерьевне и ее коллегах говорит не гордыня, а чувство ответственности за судьбы юных земляков и, опять же повторюсь, глубокое внутреннее достоинство. Педагоги Кобринской школы относятся к избранному делу со всей серьезностью, и это вызывает уважение. Такими их воспитали родители, учителя.

Педагоги сыграли свою роль и в том, что Ольга выбрала их стезю. Подсознательное желание связать свою жизнь с педагогикой проявлялось у нее еще в дошкольном возрасте, когда по вечерам дома в своей комнате она проигрывала прошедший день, выступая в роли воспитателя. Потом, когда училась в начальных и средних классах, стремление посвятить себя детям окрепло. Однако к моменту выпуска из школы, видимо, не без влияния ровесников, нацеленных на широкие перспективы, Оля захотела связать свою жизнь с производственной сферой. Подобные искушения знакомы многим выпускникам, однако, как показывает опыт общения с лучшими педагогами, человек, у которого на роду написано работать в школе, рано или поздно выруливает на свою стезю. Словно сама судьба его туда подталкивает.

Вот и Ольга в последний момент, не получив от предприятия обещанный договор, была вынуждена поменять планы: ей оставалось поступить туда, куда она прошла бы точно, без всяких направлений и договоров, — в Вятский педагогический на матфак.

Сама Ольга Валерьевна так рассказывает об этом:

— Если бы я принимала решение о педагогическом не спонтанно, если бы обдумала его более тщательно, то скорее всего выбрала бы географию. Это мой самый любимый школьный предмет, и сейчас я понимаю, почему я его так любила. Его вела в нашей школе Маргарита Владимировна Двоеглазова, учитель милостью Божией.

Но судьба повела Ольгу в другом направлении, и думается, не случайно. На математическом факультете ей тоже встретились прекрасные педагоги, увлеченные своим делом яркие личности.

— На всю жизнь как образец для подражания в памяти остались мои преподаватели. Особенно я благодарна Августе Петровне Шиховой, которая вела у нас одну из математических дисциплин, и Нелли Вячеславовне Копысовой, преподавателю немецкого языка.

Студенческие годы Ольги и ее сокурсников пришлись на нелегкие 90-е. И у них, и у страны в целом начиналась во всех отношениях взрослая жизнь. Молодые люди учились не только профессии, но и пониманию свободы, а значит, и ответственности. Но студенческие годы чудесны и незабываемы во всякое время, в любой ситуации. Несмотря на большой объем заданий для домашней самостоятельной работы (а основным источником информации были книги из городских библиотек), студенты Вятского педагогического вели бурную и активную жизнь: регулярно устраивались спортивные соревнования между факультетами, вылазки всем курсом на природу по выходным, концерты, КВН.

Первую педагогическую практику моя героиня проходила в летнем загородном лагере в роли помощника вожатого. Прошло «боевое крещение» довольно легко — Ольга не смогла почувствовать всей прелести учительской профессии. Первая практика непосредственно в школе проходила в 5-х классах.

— С нами, группой студентов, работала учитель математики, которая вела уроки во всей параллели — в четырех пятых классах. Мы смотрели на нее с восхищением, пытаясь понять, как урок по одной теме она умудряется всякий раз провести по-разному, учитывая особенности каждого класса. Сегодня я тоже так умею, — улыбается Ольга Валерьевна.

Следующая практика, проходившая в старших классах, была уже гораздо более серьезной. Кроме обязательных уроков с их полным разбором пришлось какое-то время заменять отсутствующих учителей математики и вести большое количество уроков по-настоящему, «по-взрослому» готовиться и находить общий язык с каждым из учеников.

Кроме того, практикантам представилась возможность поработать с детьми, обучающимися на дому, — там другая степень ответственности за результат своей работы.

Именно в период практики Ольге Валерьевне стало понятно, что кроме предметного содержания существует множество других основ учительской профессии, куда более важных.

— Главное — понять, принять конкретного ребенка, учесть его жизненную ситуацию, — поясняет она. — Я начала тогда разбираться, что такое «индивидуальный подход». Мой первый педагогический опыт показал, что дети мгновенно реагируют на все: сразу высвечиваются не интересные им моменты урока, непонятное объяснение материала, нежелание коммуникации.

Оглядываясь назад, Ольга говорит о том, что среди ее уроков, проведенных в студенческий период, наверняка были нелепые, но ни разу она не усомнилась в том, что профессию она выбрала правильно.

После окончания университета с дипломом учителя математики и информатики она приехала в свой поселок и работает в родной школе уже 18-й год.

— Не очень запомнился первый урок. Помню лишь, что он был в 11-м классе и что в течение всего урока дети меня просто рассматривали. Но благодаря тому, что весь первый год мои уроки посещали завуч и директор, которые делали замечания, давали методические советы, я чувствовала себя все более уверенно. Кроме того, у меня была возможность бывать на уроках старших коллег. Это тоже обогащало в методическом плане.

Но учеба и накопление методического опыта происходило не только в первые годы работы. Оно не прекращалось, поэтому и результат, который Ольга Валерьевна выдала на конкурсе, высоко оценили все. Даже Виктор Садовничий назвал урок Рычковой прекрасным.

— Конечно, большинство молодых учителей в основном разбираются в содержании своего предмета. Через пару лет содержание освоено, но появились новые технологии. Освоили методы и приемы, появилось новое оборудование... Подготовка учителя к урокам бесконечна, сколько бы лет он ни работал в школе.

Тяжелых дней у учителя не бывает, считает моя героиня. А если предстоит большой объем работы, значит, этот день важный. Важный, потому что все, что необходимо успеть сделать, кому-то очень необходимо. Это и есть мотивация, силы, источник энергии.

Конкурс удивил Ольгу Валерьевну количеством молодых участников и тем, что учителя с небольшим стажем работы демонстрировали высокий уровень профессионализма.

— Например, Юлия Симакова, самая молодая участница, уже имеет три высших образования, абсолютный победитель Сергей Кочережко, один из самых молодых участников, работает над диссертацией. Многие учителя участвуют в различных российских и международных научных проектах. С такой молодежью можно надеяться только на расцвет нашего российского образования.

Новые друзья и коллеги — это замечательно. Но Ольга Валерьевна ценит и старых друзей и коллег. За нее болели очень многие: не только семья, коллеги, ученики, их родители, но и многие люди, живущие в ее районе, не имеющие к образованию непосредственного отношения. Ее очень тепло встретили в школе, поздравляли многие односельчане.

— Моя победа — это победа и тех людей, которые мне очень помогли при подготовке к конкурсу. С огромной благодарностью называю их имена: Павел Михайлович Горев, Елена Николаевна Печенкина, Дмитрий Анатольевич Скурихин, Константин Шутов. Спасибо всем, кто верил, поддерживал, следил за конкурсными событиями.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 08 от 23 февраля 2016 года



Гущин Д. Д.