На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Смирнова А. Ю.
финал конкурса 2010 года

Лиджиев А. В.
финал конкурса 2013 года

Смирнова А. Ю.
финал конкурса 2011 года

Ильина Ю. Ю.
финал конкурса 2012 года

Малышева Н. В.
финал конкурса 2005 года

 

Информация о конкурсанте

 


От величия ума — к величию сердца

...ведет своих учеников математик Наталья Чернова

С Натальей Владимировной мне удалось познакомиться прошлой весной во время областного конкурса «Учитель года». Тогда педагог из сухиничской школы №3 блеснула высоким профессионализмом и творчеством и стала победителем. После торжественного награждения нам удалось побеседовать, но, к сожалению, очень коротко. Осенью прошлого года Наталья Чернова представляла Калужскую область в Липецке, где прошла заключительная часть Всероссийского конкурса «Учитель года – 2012». На этот раз наш разговор получился более продолжительным.



«С детства знала, что буду учителем»


— Я из учительской семьи, моя мама, Людмила Акимовна, одно время была директором школы в селе Богдановы Колодези в Сухиничском районе, — рассказывает Наталья Владимировна. — Все идет из детства, оттуда и мое стремление стать учителем. Сколько себя помню, мама часто брала меня с собой в школу, я была на ее уроках. Я не представляла себе что-то другое, когда передо мной встал выбор профессии. После 11-го класса я даже не задумывалась, куда идти учиться дальше. Поступила в Мещовский педагогический колледж, там я проучилась три года. Хочу поблагодарить моих педагогов-математиков Татьяну Ивановну Антонову, Веру Ивановну Галанову, которые мне дали очень хорошие знания. Помню, мы практически всем курсом поступили в КГУ им. К.Э.Циолковского на заочное отделение. Я окончила физмат в 2004 году. После окончания колледжа попала в отдаленную Дабужскую сельскую среднюю школу, где отработала четыре года. Школу, к сожалению, закрыли. Работала также шесть лет в Татаринской средней школе недалеко от райцентра, которую также закрыли в порыве реструктуризации.

В сухиничской средней школе №3 Наталья Чернова работает три года. Она очень рада, что попала в хороший коллектив — профессиональный и слаженный. Здесь теплая атмосфера и работать легко. Нет проблем с дисциплиной в классах, дети заинтересованы в учебе. В школе много призеров районных, областных олимпиад.

По словам директора школы Екатерины Демкиной и других коллег, Наталью Чернову отличает большая работоспособность. Она много занимается с детьми дополнительно, уходит из школы позже всех. Очень любит свой предмет. Наталья Владимировна отзывчивая, прислушивается к мнению коллег. Педагогическое кредо Черновой — воспитание величия ума через величие сердца.



Формирование умственных действий


— В этом году я веду уроки в 7-9-х классах, — говорит Наталья Владимировна. — Сейчас происходят коренные изменения в преподавании математики. В связи с быстрым темпом жизни, развитием научно-технического прогресса мы уже не можем преподавать по-старому, как учили нас. Время требует, чтобы педагоги готовили учеников к другой жизни. Мы должны дать не столько объем знаний, умений и навыков, сколько научить детей способам добычи знаний, чтобы дети могли в любой ситуации сами прийти к какому-то решению. Это новое веяние, необходимость, это достаточно сложно. Сложно еще и потому, что на каждом уроке используются мультимедийные технологии. Математика — такой предмет, где детям нужно видеть, допустим в стереометрии, как фигуры располагаются в пространстве. Дети должны уметь пользоваться техникой.

— Как заинтересовать детей математикой, казалось бы, такой сухой и скучной наукой? Ведь для многих подростков математика далеко не самый любимый предмет. Тем более 7-8-й класс — возраст очень сложный, переломный...

— Действительно, это сложно. Мы сейчас работаем таким образом, что у нас очень много семинаров, курсов, где мы обсуждаем эти вопросы, изучаем новые технологии преподавания математики. В своей практике я пользуюсь технологией Гальперина. Это технология поэтапного формирования умственных действий. Она дает ощутимые результаты. Почему бывает так, что дети не заинтересованы, не хотят учить математику? Может быть, где-то был упущен момент, когда ребенку стало сложно, где-то он потерял ниточку. Поэтому я стараюсь ликвидировать пробелы, восстанавливать цепочку знаний. Использую, конечно же, и занимательные задачи, задачи на развитие логики. Чтобы заинтересовать детей, работаем всем коллективом, используем межпредметные связи.

— Интересно, с какими предметами можно продуктивно связать математику?

— Мы проводим интегрированные уроки. Математику, например, можно связать с географией в шестом классе по теме «Масштаб». С изобразительным искусством, когда проходим осевую центральную симметрию. Также с биологией, химией. Кроме этого в школе мы проводим методические декады. Каждый учитель-предметник проводит открытый урок для своих коллег. Проводятся предметные недели, предметные игры и спектакли. В школе много кружков по интересам.



Взрослый человек в мире детства


— Я стараюсь, чтобы мои ученики не боялись идти вперед, внушаю: чтобы добиться победы в любом деле, нужно много знать, много уметь, что-то преодолеть в себе. Победа не дается случайно, просто так, а неудачи показывают, что нужно сделать, для того чтобы добиться желаемого результата. Мы вместе учимся не бояться трудностей, ведь дорогу осилит идущий. Идти вперед, не унывать, не отчаиваться, не лениться — вот основные принципы, которые я стараюсь заложить в души своих ребят, — говорит Чернова. — Учу их тому, что невозможно быть счастливым, сделав кому-то плохо. Невозможно быть счастливым, зная, что рядом с тобой несчастное существо и ты ничем не пытаешься помочь ему...

— Говорят, что современные дети не такие, какими были их ровесники несколько десятилетий назад, что они не так остро чувствуют чужую боль, чужое горе...

— Не могу согласиться с этим. Дети очень чувствуют доброту, особенно те, кому ее не хватает дома. Мы вместе с ними любим музыку, поэзию, движение. Глядя на них, я понимаю: как здорово жить! Как мало нужно человеку, чтобы быть счастливым! Нужно просто жить: не подставлять другому ногу, тренировать свое тело, ум, волю, а еще... смотреть на искристый снег, на звездное небо, на зеленую весеннюю листву и искренне радоваться всему этому.

По словам учителя, она никогда не считала свою профессию работой, для нее это жизнь, в которой великое счастье, будучи взрослым человеком, каждый день находиться в мире детства, и огромная ответственность — научить и воспитать ребенка так, чтобы он нашел себя, свое место в жизни и был счастливым.



Математические сказки и фокусы


Я был приятно удивлен, когда узнал, что у Натальи Черновой есть персональный сайт, на котором рассказывается о ее педагогической философии, классном руководстве, методических разработках. Очень интересен раздел, который называется «Юным математикам». Естественно, он предназначен для учеников, но будет полезен и молодым, начинающим педагогам.

— Представленный здесь материал предназначен для тех, кто интересуется математикой, и даже для тех ребят, кто с математикой не совсем дружит, — рассказывает Наталья Владимировна. — Но не нужно бояться сложного и непонятного, ведь в истории немало примеров, когда именно с детских лет и начинался путь великих ученых в эту удивительную науку. Например, знаменитый математик Блез Паскаль еще мальчиком читал очень трудную книгу Евклида «Начала», а математический талант Софьи Ковалевской проявился, после того как девочка ежедневно умудрялась разбираться в основах математического анализа по макулатурным листам учебника Остроградского, которыми случайно были оклеены стены ее детской комнаты.

На своем сайте учитель предлагает детям отправиться в путешествие по этой удивительной стране. Здесь школьники могут узнать много интересного о происхождении цифр, чисел, единицах измерения, ознакомиться с удивительными свойствами чисел и многим другим.

В часы досуга ученики Черновой обращаются к «Математическим сказкам» и «Математическим фокусам». Кстати, слово «школа» с греческого переводится как «досуг». Раньше под школой понимали занятия на досуге, где в свободное от работы время взрослые мудрые люди вели беседы с детьми, только начинающими свой путь в большой мир тайн, открытий.

В последнем разделе — «Старинные математические задачи» — представлены некоторые задачи из «Арифметики...» Л.Ф.Магницкого. По словам учителя из Сухиничей, «Арифметика...» (одна из самых замечательных русских книг) являлась энциклопедией математических знаний XVIII века. Так что у детей есть уникальная возможность решить задачи, которые, возможно, решали их прабабушки и прадедушки!



Ничто человеческое не чуждо


— Вы, конечно же, очень много времени уделяете урокам, подготовке к ним, отдаете душу и сердце своим ученикам. А чем вы живете вне математики, чем увлекаетесь вне школы?

— Вы правы. К сожалению, времени остается очень мало, в том числе и на личную жизнь, — вздыхает Наталья Владимировна. — Любому учителю, в том числе и мне, как говорится, ничто человеческое не чуждо. Лично я люблю классическую и современную музыку, люблю спорт. Выступаю на городских и районных соревнованиях между учителями по лыжным гонкам, дартсу, настольному теннису, легкой атлетике. Короче говоря, физкультура и спорт — это мое. С детства люблю рисовать. Любовь к музыке передалась от отца, Владимира Ивановича, который хорошо играл на баяне.



Встречали как космонавтов


Говорим о заключительном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года – 2012», который прошел в Липецке.

— Это незабываемо, — вспоминает Чернова. — Я с удовольствием знакомилась с опытом работы 11 учителей математики из самых разных уголков страны. Самое главное, что я почувствовала и чего, может быть, недостает педагогам, — это ощущение учительского братства. Часто между учителями, как и в других сферах жизни, существует конкуренция. Порой люди замыкаются в себе, в своей скорлупе. В Липецке я не просто познакомилась с людьми более чем из 70 регионов страны, я поняла, что мы, учителя, должны держать высокую планку. Если человеку другой профессии может быть что-то лишнее позволено, то учитель всегда на виду, он пример в первую очередь для своих учеников, их родителей. Во время конкурса я еще раз ощутила гордость за свою профессию. К сожалению, в настоящее время не всегда учитель находится на должной высоте в обществе.

По словам Черновой, на липецкой земле финалистов конкурса из самых разных уголков необъятной России встречали как национальных героев.

— Как будто мы космонавты, — улыбается Наталья Владимировна. — Мы гуляли по городу, и многие прохожие, незнакомые люди, подходили к нам — приветствовали, желали удачи.

Всероссийский конкурс не просто соревнование лучших учителей — это повышение квалификации. Всем педагогам-финалистам выдали документ о том, что они прошли курсы повышения квалификации.

Хотелось бы пожелать Наталье Владимировне дальнейшего творческого роста, держать высокую звездную планку учителя, ведь калужская земля как-никак родина космонавтики!

Михаил Бондарев, «Учительская газета», № 13 от 26 марта 2013 года



Гущин Д. Д.