На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Ошибаться надо быстро

Чтобы успеть все исправить

Чувство юмора выручало его не раз. В моменты, когда оказывался перед непростым, но жизненно важным выбором. В ситуациях, когда отношения между единомышленниками, казалось бы, зашли в тупик. В оценке событий, которые оборачиваются иной раз так, что будь кто-то другой на его месте, то оценил бы их как неблагоприятные. Но нет. Александр НАЙДЕНОВ иронично усмехнется про себя и начнет работать над ошибками. Своими. Он не из тех, кто обвиняет в осечках успеха кого-то еще. Ведь любая победа — это просто новая запятая в биографии, и, значит, необходимо еще какое-то время, чтобы ее поставить.

На областном этапе конкурса «Учитель года России – 2009» — Найденов стал вторым. Это заставило его задуматься. Пересмотреть свое отношение к некоторым вещам, проработать кое-какие профессиональные приемы. То есть конкурс закончился, а он свой потенциал не исчерпал. И в следующий раз победил!

Поехал в Липецк. Его привели в гимназию, где предстояло провести занятие. Найденов поговорил с учителем о ребятах, с которыми предстояло работать. Прокол, как он порой называет факт своего непопадания в пятнашку, случился у Александра Михайловича на уроке. Он несколько переоценил (что выяснилось потом из беседы с работающим с классом учителем) возможности детей в проведении эксперимента. Поэтому данный момент затянулся, на обобщения, выводы времени осталось недостаточно, и он не смог завершить урок отчетливо, красиво. На представлении педагогического опыта («В 15 минут уложить все 33 года работы?! Хотя сразу поймешь, что в работе действительно ценно, а что — так себе...») Найденов говорил о деятельностном подходе в преподавании физики.

— Каждому здравомыслящему человеку понятна разница между жизнью в полноте понимания этого слова и пассивным наблюдением. Это как кино: актеры проживают жизнь героев, а зрители им сопереживают. Деятельность всегда противопоставляется созерцательности. И мне странно и удивительно, с каким упорством в школе насаждается метод красивых картинок, рисованных и интерактивных. Это прямой путь к деградации. Спасение одно — деятельность. Совместная, парная, индивидуальная. В ней будет идти взаимопоиск. Надо обязательно искать, занимаясь каким-то делом. Обращение к опыту издателей учебников, к опыту лучших учителей, к образцам уроков и практических заданий, к опыту собственному или любому другому, мне кажется движением назад. А движение вперед — это озарение, мгновенная логическая связка, сиюминутная идея и импровизация. Другое дело, что все это все-таки должно идти в какой-то взаимосвязи, по каким-то правилам. Нужно создать основу, определить параметры, которые служат платформой, поддерживают этот путь. Импровизация должна быть логичной, органичной и гармоничной. Иными словами, это состояние, которое требует подготовки. Только подготовка эта иного рода — это мотивация свободного человека.

Отсутствие внутренней зависимости — одна из излюбленных тем рязанского физика. Беседу с родителями на конкурсе «Учитель года России – 2012» Александр Найденов вел о... свободном времени детей. Обсудив ценности «красивой жизни» со школьниками, Найденов дошел и до президента. Он его спросил: «Будет ли меняться система преподавания физики в плане усиления практической деятельности учащихся?» Правда, сначала он задал такой вопрос в Липецке на встрече с министром образования Дмитрием Ливановым, а потом для надежности продублировал его в Кремле. Президент сказал, что это направление нужное.

— Конкурс стимулирует, — делится впечатлениями Александр Найденов. — Человек заявляет о своем участии в нем и отрезает себе путь назад, в привычное состояние покоя. И не важно, что им движет — спортивный азарт, честолюбие или что-то еще. Что бы это ни было, но оно обязывает выступать как следует. Ничего лучшего для профессионального роста, кажется мне, и не придумано вовсе. Я с каждым конкурсным днем все яснее и яснее осознавал, что делал всю жизнь, куда теперь двигаться, как. А какая неоценимая польза получилась от моего «неудачного» урока! Его планка на конкурсе настолько высока, что, возвратившись в школу, занятия стало нельзя проводить так, как раньше. Конкурс — это место, где человек действительно может повысить свою квалификацию так, как он это может и хочет.

Про профессиональный рост Найденов знает не понаслышке. Мать — заведующая детским садом, воспитатель, сестра, как и он, — выпускница физмата Рязанского пединститута, брат — учитель физкультуры, жена — математик, сын Антон и дочь Лана тоже окончили педагогический. Всю жизнь вокруг разговоры о миссии и профессиональных ценностях, дискуссии-размышления о самосовершенствовании и роли образования. И хотя он боится пафоса слова «призвание», но в другой ипостаси и представить себя не мог бы.

Когда-то его отец, железнодорожник, услышав, как «время гудит «БАМ!», рванул прокладывать магистраль от Байкала до Амура. Александр родился в 1956-м на Дальнем Востоке в селе Уруша. Сопки да человеческий энтузиазм — таковы были его первые детские впечатления, которые почти забылись в семь лет, когда по приезде в Рязань Александра отдали в 39-ю школу. Мальчишкой он с головой ушел в спорт: фигурное катание, плавание. Спортивная гимнастика принесла Найденову разряд мастера и место в сборной России.

В Рязань большая семья (у Найденовых было уже четверо детей, а здесь родился и пятый) решила перебраться из-за друзей, общение в этом роду всегда ценили превыше всего. Долгие годы отец был начальником станции «Рязань-1», 39-я школа была неподалеку.

— Я восхищаюсь и радуюсь, — вспоминает эти годы Найденов, — что жизнь меня свела с таким замечательным человеком, как директор 39-й Александра Васильевна Пародина. Отучившись в институте и отработав по распределению, я вернулся к ней. И девять лет проработал рядом.

Ушла из школы она, вслед ушел оттуда и Найденов. Следующей страницей его биографии было создание вальдорфской школы. Это частное образовательное учреждение Александр Михайлович создавал вместе с друзьями. Семь лет он был председателем правления этого учебного заведения и вел свой класс. Со второго по девятый, все предметы — один классный учитель. Любимый, родной. Для этих ребят он таким остается и по сей день. Поэтому когда в стане единомышленников возникли столь непримиримые противоречия, что Найденов был вынужден уйти («целое лето плакал»), именно родители его учеников посоветовали Ольге Маслюк пригласить Александра Михайловича к себе. А вальдорфская школа «Горница» через четыре года развалилась...

Найденов работает в 51-й (теперь она уже в статусе Центра образования) больше пятнадцати лет. Ему нравится ритм жизни в этой школе, будоражащий, зажигательный. Сюда съезжаются юные дарования на фестиваль детских и молодежных театральных коллективов «Карусель», здесь собираются иностранные ученые, чтобы обсудить, как выстроить систему партнерства в будущем, проходят интеллектуальные марафоны для школьников области, сюда записываются педагоги региона, желающие узнать, как через систему советов наиболее эффективно совершенствовать образовательную структуру.

На первых порах, придя в 51-ю, Александр Михайлович преподавал музыку, технологию, математику, живопись, черчение и физику. Тогда ему так хотелось. Позволили. Потихоньку он ушел в чистую физику. Видимо, потому что понял: уже вырос для нее одной.

Два года назад у него в голове стала выстраиваться собственная книга по физике. Она соткана из его представлений, философских обобщений, опыта и находок. Найденов надеется, что дозреет и его задумка все-таки обретет реальную плоть. Хотя обещаний в этом никому, даже себе, не давал, желание заниматься ею — на уровне свободы. Главное — пишет с удовольствием, для настроения.

Найденов участвовал в рабочей группе по разработке рекомендаций комплектования учебным оборудованием кабинета физики, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования. Считает, это важно. Последние несколько лет Александр Михайлович широко использует информационные технологии в учебном процессе.

— Я не только отрабатываю и совершенствую цикл лабораторно-практических работ, пополняю коллекцию медиаресурсов для каждого раздела программы курса физики, но и совершенствую технологию внеурочной воспитательной работы ребят. В классах, начинающих изучение физики, провожу мониторинг учеников и на диагностической основе определяю для каждого собственную траекторию развития. Для этого использую индивидуальные лабораторно-практические задания, учитывающие личные достижения детей, способствующие овладению физикой на максимально возможном для каждого ребенка уровне. Благодаря этому мои ребята добиваются высоких результатов. Мне кажется, современное образование кроме информатизации и глобальной массовой коммуникации вообще должно характеризоваться активным использованием всех видов практической, приборной, инструментальной и экспериментальной деятельности на всех уроках, и особенно на физике. В процессе обучения необходимо ввести обучаемого в круг знаний и навыков учебного предмета посредством познавательной деятельности, не забывая при этом, что разумное внедрение в практику обучения компьютера также способствует процессу развития. Мои дети не проходят специального отбора, они приходят в школу, потому что живут рядом с ней. Но некоторое перераспределение все же происходит при формировании профильных 10-х классов. Классы с 7-го по 9-й — это общеобразовательные. Я веду вертикаль 7-9-х классов с целью пропедевтики физико-математического профиля.

Сегодня Найденов строит дом. Занимается ландшафтным дизайном (иногда друзьям удается заманить его к себе, чтобы поколдовал с пейзажем их двора тоже). Перебирает под настроение струны гитары. Ведет кружок спортивного туризма в областном Центре детско-юношеского туризма и экскурсий. Немного играет в театральных спектаклях. Читает фэнтези, исторические романы, философские труды. При этом у него открыты сразу несколько страничек социальных сервисов и десятка два образовательных форумов. Ему интересно все! Если на это остается время...

Новое хобби Александра Михайловича — кулинария. Теперь Найденовы и их друзья ходят друг к другу в гости не просто так, а на блюда. Каждую неделю кто-нибудь из них звонит другим и говорит: «Я готовлю вот то-то, приходите попробовать!» Выкапывают рецепты из разных источников, привозят из путешествий, вычитывают в заветных книгах («Узнаешь столько нового!»).

Он человек науки, поэтому уважает логику. Он человек, поэтому ценит способность фантазировать. Ведь логика приведет из точки А в точку Б. А воображение доставит куда угодно. Воображение, говорил Бернард Шоу, — начало творения: «Вы представляете то, что вы хотите, вы будете тем, что вы представляете, и, наконец, вы создаете то, чем вы будете». Александр Найденов из таких вот творцов. И все, что он обычно делает, становится реальным. Как и его конек — мягкая ирония, признак свободы и равновесия.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 07 от 12 февраля 2013 года



Гущин Д. Д.