На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Юдкина О. Г.
финал конкурса 2012 года

Георгиева Т. Г.
финал конкурса 2015 года

Ускова Н. В.
финал конкурса 2005 года

Зорина Г. Г.
финал конкурса 2008 года

 

Информация о конкурсанте

 


Мечты сбываются

Как Камчатка стала вторым домом

Много ли в России образовательных учреждений, воспитавших сразу трех финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года»? Подскажу: на самом деле их по пальцам перечесть. И как минимум одно из них — школа №9 Вилючинска Камчатского края. В 2001 году представителем от этого региона была учитель черчения и изо Виктория Мороз, в 2010-м — учитель биологии и химии Илона Танковид, которая теперь возглавляет эту школу. И в 2012 году делегатом Камчатки стала преподаватель английского и итальянского языков Елена Горанько.

Подавляющее большинство из тех, кто когда-либо участвовал в этом испытании и вышел «на Россию», могут подтвердить: раз окунувшись в эту реку, всегда будет хотеться войти в нее вновь и вновь. Но сложнее всего на начальном этапе, ведь даже очень хорошего педагога, который мог бы в перспективе великолепно себя показать, трудно сдвинуть с места, убедить подать заявку на конкурс. Собственно, этим и объясняется тот факт, что среди нас работает немало замечательных учителей, тем не менее ни разу не участвовавших в этом испытании, значит, их просто не сумели убедить, не смогли мотивировать! И большая удача, когда рядом с таким учителем оказывается человек, способный найти правильные аргументы, зажечь, воодушевить, сподвигнуть. Для Елены Константиновны таким наставником стала ее непосредственный начальник — Илона Евгеньевна.

— После того как я два года назад сама поучаствовала в конкурсе, мне очень захотелось, чтобы кто-нибудь из моих коллег тоже почувствовал всю прелесть этого увлекательного процесса, — вспоминает Илона Танковид. — Но поскольку обычные уговоры не всегда достигают должного эффекта, а заставлять мне никого не хотелось, я решила просто предложить наиболее перспективному из учителей, Елене Горанько, слетать в Хабаровск на слет «пеликанов», куда со всей страны съезжаются лучшие учителя России, в том числе и победители прошлых лет. Причем побывать там именно в качестве гостя, чтобы просто посмотреть на все, так сказать, со стороны. И вы знаете, сработало!

— Находясь на краю света, за тысячи километров от центральных областей, на полуострове, куда очень непросто доплыть, трудно долететь и практически невозможно доехать, мы начинаем как-то психологически обособляться от всех остальных школ и учителей, считать себя по умолчанию аутсайдерами, — признается Елена Горанько. — Мол, куда уж нам до московских, воронежских, липецких, питерских и прочих педагогов, у них ведь совсем другие условия, им гораздо проще и легче! Но вот я побывала в Хабаровске, пообщалась с коллегами, посмотрела на их уроки и... поняла, что мы ничуть не хуже! Мало того, вдруг пришла к выводу: а ведь я и лучше могу!

Как раз этого Илона Танковид и добивалась. Ей ли не понять, что уровень мастерства педагогов на самом деле очень мало зависит от их территориального расположения. Хотя, увы, на конкурсе существует и предвзятость обратного характера, со стороны других участников — дескать, ну разве способен учитель откуда-то с Камчатки тягаться с преподавателями из мегаполиса, где в школах есть все, что ни пожелаешь, а ученики отобраны по конкурсу! С подобным отношением к себе приходилось бороться, доказывать свое право называться профессионалом высшего уровня. Но только ли им одним? Разве тем, кто приезжает из далекой Чукотки, Якутии, с Таймыра, Ямала и так далее, не приходилось встречать к себе подобное отношение и бороться с чувством собственной «удаленности»?

Так или иначе, но на конкурс Елена Горанько вышла во всеоружии, полностью подготовленной и мобилизованной. Оттого почти все, что она делала на том или ином этапе, у нее получалось, а главное — нравилось! При этом отличала ее та самая трезвая и разумная взвешенность, свойственная учителю высокого класса. К примеру, Елена Константиновна как профессиональный лингвист блестяще владеет не только английским, но и итальянским. Более того, в школе она ведет оба этих языка, причем второй ей нравится больше. Тем не менее конкурсные уроки она решила выстроить только на английском.

— Да, я понимаю, что если бы выбрала итальянский, у меня было больше шансов привлечь к себе внимание, сыграть на оригинальности, необычности и красоте языка, — говорит Горанько. — Но все-таки опыта в его преподавании у меня меньше, поэтому, взвесив все, решила идти проторенным путем.

Проторенный путь — это не просто английский, а активное использование ИКТ на занятиях по иностранному языку. Кому-то это покажется хоть и современным, но все-таки слишком стандартным подходом (редко кто сейчас не использует компьютер и Интернет на своих уроках), однако следует все-таки вспомнить про «региональные особенности». Интернет на Камчатке, мягко говоря, не ахти какой, канал — уже некуда, поэтому учителя тут стараются использовать его куда более бережно и эффективно, работая преимущественно оффлайн, привлекая сторонние ресурсы и резервы. Елена Константиновна за годы работы в Вилючинске уже настолько поднаторела в этой теме, что впору писать диссертацию.

Вот если бы в Липецке на беседе с родителями именно ей, а не другому конкурсанту досталась тема использования новых технологий в образовании... Но конкурс — это ведь своего рода рулетка, сегодня везет, а завтра попадается то, к чему ты менее всего готов.

— Мне досталась тема профориентации, — вспоминает Елена Горанько. — Не могу сказать, что я этим не занимаюсь или что я плохо знаю данную проблему. Но все-таки это не моя тема, увы, поэтому я не смогла изложить ее уверенно, а со стороны ведь сразу видно, когда человек не уверен в себе. Теперь усиленно работаю в этом направлении, ликвидирую пробел на будущее, вдруг опять придется держать экзамен перед строгим жюри!

В этом она как на ладони — искренняя и бесхитростная. Ей, как и всем, кто прошел финал, хочется взять реванш, доказать, что вот та самая маленькая недоработка на конкурсе уже исправлена, теперь она достойна самой высшей награды! Тем более она абсолютно уверена, что во второй раз непременно добьется лучших результатов.

Есть старая добрая мудрость учителей года: если ты пришел на конкурс только побеждать, считая себя более достойным высшей награды, чем все остальные, ты непременно проиграешь. Но есть и еще одна мудрость: если ты пришел сюда, внутренне считая себя недостойным победы, ты тем более проиграешь. Что же делать, спросите вы? Да ничего сверхъестественного, скажет любой ветеран конкурса, надо просто четко понимать, что ты сам собой представляешь, видеть свой уровень, максимально полно реализовать свой потенциал, уметь достойно принимать как поражения, так и поздравления.

— Когда я что-то загадываю, у меня обычно все всегда сбывается, — делится секретом Горанько. — Вот перед конкурсом загадала попасть в пятнашку. И попала! Может, поэтому и не была так поражена, услышав свою фамилию со сцены. Нет, конечно, было очень приятно, но почему-то я знала, что все равно туда попаду. С другой стороны, получается, что я заранее занизила свой уровень притязаний, опустила планку, ведь если бы загадала стать победителем суперфинала — обязательно стала бы!

А ведь стала бы, абсолютно верно! Хотя, конечно, Елена Константиновна из скромности умалчивает, что подсознательно выбрала именно тот единственно правильный уровень притязаний, которому она максимально полно соответствовала на тот момент. И поэтому она так легко и с достоинством заняла свое место в конкурсном рейтинге, без всяких сопутствующих этому головокружений от успехов и жестоких обид типа «эх, не смогла!..».

Эта способность воспринимать себя в нужном месте в нужное время выгодно отличает Елену Горанько от многих педагогов, постоянно чем-то недовольных — работой, зарплатой, школой, климатом и так далее. Десять лет назад, учась в Нижегородском лингвистическом университете, для нее было вполне естественным решением взять и уехать с мужем за тридевять земель в закрытый городок Вилючинск, чтобы уже там окончить вуз. Несмотря на то что ее любимый итальянский язык как-то не вполне вяжется с территориальными особенностями этого региона, она тем не менее сумела заинтересовать им своих учеников, коллег и родителей, причем настолько, что теперь этот интерес всем кажется вполне логичным и обоснованным. Камчатка для нее стала вторым — а может, уже и первым! — домом. Правда, детей своих она все-таки видит студентами именно Нижегородского медицинского, но и то лишь потому, что, во-первых, здесь, на полуострове, медвузов нет, а во-вторых, в Нижнем живут ее родители.

— Впрочем, это ведь только мои мечты, — признается она. — Не исключено, что у детей вполне могут появиться и свои собственные планы. Мои папа и мама тоже хотели, чтобы я пошла по их стопам и стала врачом, но мне нравились языки, и родители с уважением отнеслись к моему выбору. Причем они с пониманием отнеслись и к тому, что я, вместо того чтобы пойти работать переводчиком в какую-нибудь компанию или турфирму, вдруг решила стать учителем.

Кстати, это еще одна жизненная мудрость Елены Горанько — делать то, что ей нравится и что у нее получается. Ведь если что-то очень нравится, то все получится. А главное — у нее есть желание менять жизнь к лучшему, развиваться, совершенствоваться самой и помогать другим. Правда, другие не всегда это оценивают, но, как говорится, и Вилючинск не сразу строился.

Например, Елена Константиновна — ярая сторонница обязательной школьной формы, так как уверена, что она дисциплинирует. Пока родители выступают против, считая, что униформа мешает ребенку развиваться, делает его одинаковым со всеми. Однако это временно, считает педагог, семья и школа рано или поздно обязательно придут к согласию. Точно так же, как и все мы на федеральном уровне неминуемо придем к 2-3 учебникам по английскому вместо 12-15 существующих, поскольку разнообразие здесь отрицательно сказывается на качестве.

А для самой себя Елена Горанько уже определила вектор личностного развития на ближайшие годы: ей очень хочется выучить еще как минимум один иностранный язык. Например, арабский. Ведь когда ты понимаешь другого и он понимает тебя, это очень здорово! Потому что взаимопонимание — основа согласия, мира и успеха.

Вадим Мелешко, «Учительская газета», № 52 от 25 декабря 2012 года



Гущин Д. Д.