На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Самая надежная девушка в Морозове

На велосипеде в бесконечность

Лучший учитель Ивановской области Ольга Витальевна Гогулина — человек удивительный. По складу характера, по отношению к своему делу, к окружающим людям, к самой себе. Все, с кем я говорила о ней, отмечали три самых важных качества — трудолюбие, ответственность, надежность. Это взрослые. А дети выделяли другие черты — доброту, отзывчивость, умение откликнуться и помочь прямо сейчас, не откладывая. Веселый характер, оптимизм, умение создать позитивную атмосферу. Удивительно складывались обстоятельства, которые привели Ольгу Витальевну к участию в конкурсе и к победе. Начиная работать учителем математики в далеком 1986 году, Ольга Витальевна через десять лет переквалифицировалась в информатика, когда оказалось, что вести новый предмет в школе некому, и освоила его самостоятельно так, что сегодня сама может учить начинающих педагогов. В школе тогда почти не было компьютеров, а те, что были, сильно отличались от современных, тем не менее со всеми трудностями трудолюбивый человек справился, и предмет в Морозовской школе даже в те времена, до модернизации, велся на должном уровне. Вообще любую работу, которую поручают Ольге Витальевне, она делает с полной самоотдачей, поэтому, наверное, ей и доверяют самые сложные участки.

Уже долгое время Ольга Витальевна является завучем по учебно-воспитательной деятельности. Отказаться можно было бы — велика ответственность, но Ольга Витальевна не из тех, кто подводит коллектив. Директор Морозовской школы Нина Николаевна Постнова говорит, что ей сказочно повезло с заместителем: «Лучшего помощника не найти. Ольга Витальевна никогда не подведет, она просто неспособна что-то сделать не вовремя или некачественно. Вот и с конкурсом получилось так же. Из молодежи некого было в прошлом году послать на муниципальный этап (одна молодая коллега только что вышла из декретного отпуска, другой был морально не готов к испытаниям), пришлось Ольге Витальевне снова брать ответственность на себя». Один только раз Ольга Витальевна отказалась от просьбы начальства. Ее уговаривали уйти из школы и поработать на ответственном посту в администрации. Подумав об этом предложении ночь, она поняла, что без школы, без детей не сможет, и отказалась. И на сердце сразу стало легко...

Размышляя об Ольге Витальевне, сравнивая то, что рассказали о ней близко ее знающие люди, с тем, что она сама о себе рассказала, я подумала, что ее история может быть классическим примером того, как слава сама находит своих героев. Ведь действительно, о чем о чем, а о публичном признании Ольга Витальевна никогда не мечтала. Ей хотелось просто добросовестно выполнять свою работу, приносить пользу любимой школе, помочь вырасти порядочными людьми детям, которые в ней учатся, — вот, собственно, и все, к чему она стремилась.

Результат, однако, превзошел ожидания... Но ведь и ожидание было только одно — выступить так, чтобы не посрамить честь своей школы. Ольга Витальевна училась в ней с 7-го класса. Морозовская школа имеет давнюю историю, в феврале прошлого года выпускники и педагоги отмечали ее 100-летний юбилей. Праздник получился масштабный и очень яркий, с большим количеством гостей и подарков. Готовились к нему тоже, конечно, как к событию нетривиальному. В лучшую пору школа принимала около трехсот детей — колхоз в селе Морозово был одним из самых крупных в Тейковском районе. Сегодня в школе всего 56 учеников, 10 из них подвозят из соседних деревень, есть один ученик из очень дальнего села, подвоз требует сопровождения, но учителя согласны — каждое утро кто-то из педагогов (по очереди) начинает рабочий день в 6.30 утра. Есть еще разновозрастная группа дошкольников — в ней 17 мальчиков и девочек, это подрастающий «золотой запас», который в будущем обеспечит работу 11 педагогам. Есть надежда, что учеников со временем станет больше, едут в Ивановскую область люди, готовые работать на селе. Поэтому педагоги верят, что школа выстоит и не закроется. Пока они стараются своим добросовестным трудом сохранить престиж Морозовской школы. И это у них получается.

Село Морозово, большое и красивое, живописно раскинувшееся в самом сердце России, за 28 лет стало для Ольги Витальевны родным. Тейковский район Ивановской области граничит с Владимирским краем. Суздаль недалеко отсюда, а совсем рядом не менее старинные села: Обёзово, Золотниковская Пустынь, Елховка, Синяя Осока, Бушново — у каждого своя история, с каждым связана своя легенда. Ольга Витальевна не историк по специальности, но со своими ребятами объездила на велосипедах, прошла пешком все окрестности, вместе со школьниками морозовские педагоги ведут летопись исчезающих сел. Ольга Витальевна признается, что краеведение — занятие очень захватывающее и полезное: оно объединяет взрослых и детей, развивает любознательность, учит самому важному в жизни — благодарности, уважению к предкам. Ольге Витальевне и самой интересно все, что связано с малой родиной.

— Я как-то подумала, возвращаясь с детьми из Ярославля: вот мы их возим по дальним местам, показываем красивые города, а со своей малой родиной не знакомим. И тут же задала себе вопрос: а много ли я сама о ней знаю? И с тех пор стали мы регулярно ездить пусть недалеко, на 5-10 километров, но ребята ждут этих поездок, готовятся. Ездили мы вдевятером в Сахтыш — на место древнего поселения, учитель истории Сахтышской школы многое рассказывал ребятам, очень та поездка нам памятна, — улыбается Ольга Витальевна.

— Мне очень повезло, что я, как учитель, могу совмещать труд и увлечение. Ведь это чудо, когда желания совпадают с возможностями! Моя страсть — путешествия по родному краю и сохранение его истории. Сколько исколесили мы с ребятами проселочных и лесных дорог, сколько увидели разрушенных и восстановленных храмов, сколько собрали материала и экспонатов для школьного краеведческого музея!

С велосипедными походами у Ольги Витальевны связано воспоминание о курьезном случае. Четыре года назад в конце мая, в день накануне ЕГЭ по русскому языку, нужно было заполнять множество всяких документов, но восьмиклассники приехали к школе на велосипедах: «Вы нам обещали, Ольга Витальевна». Ну как же тут откажешь? Сдала документацию, переоделась в спортивное и села на велосипед.

— Поехали, — говорю. А дети как-то странно на меня смотрят, один мальчик сапоги предложил. «У меня, — говорит, — Ольга Витальевна, размер вам подходящий». Только тут я увидела, что у меня на ногах туфли на шпильках. А я и не заметила бы, если б не ребята... Та поездка тоже очень памятной вышла, были мы в Бушнове, я там сама когда-то училась в начальной школе. Теперь о ней напоминают лишь остатки фундамента и кусты смородины, акации да вишни... В деревне не осталось ни одного дома. Рассказывала я ребятам о том, как здесь все было во время моего детства, задумались мои слушатели...

Родители Ольги Витальевны селяне, папа работал трактористом, мама начинала дояркой, затем перешла в кладовщицы. К учительскому труду родители относились с большим уважением, но не думали, что обе их дочери, повзрослев, выберут педагогическую специальность. Когда Надежда, старшая, решила поступать на физмат Шуйского педагогического института, мать с отцом удивились, а Оле (будущей Ольге Витальевне) выбор сестры показался лучшим из всех возможных. Поэтому когда подошло время выбирать профессию, Оля тоже решила пойти по стопам сестры. Надежду она с детства очень любила, всегда гордилась ее успехами и во всем старалась быть на нее похожей (все это осталось до сих пор, со временем их отношения стали еще более близкими, хотя живут сестры за тридцать километров друг от друга, Надежда Витальевна возглавляет Отдел образования администрации соседнего Гаврилово-Посадского района). Родители не очень хотели, чтобы в семье было два педагога, поэтому уговорили младшую дочь подавать документы на экономический факультет в Ивановский государственный университет. Шансов поступить туда у выпускницы сельской школы было немного — экономический и в ту пору был одним из самых престижных. Шел 1980-й незабываемый олимпийский год. Вся страна переживала за спортсменов. В это самое время Ольга сдавала экзамены. Конкурс был серьезный, и она, несмотря на свои приличные баллы, его не прошла. Оставшись на ближайший год без вуза, Оля поехала провожать сестру, в том же году окончившую пединститут, к месту ее новой работы — в Бородинскую школу, там ей и предложили поработать в школьной столовой помощником повара. Ольга согласилась, ей хотелось быть рядом с сестрой, к тому же было интересно понаблюдать учительские будни. За год желание стать учителем еще более окрепло, следующим летом Ольга поступила на физико-математический в Шуйский пединститут — туда, куда и мечтала. Учеба нравилась и давалась легко, было много всего интересного в студенческой жизни. Однажды, возвращаясь домой на выходные, Ольга встретила свою любовь — бывшего одноклассника, который только что вернулся из армии. На четвертом курсе сыграли свадьбу, и в Морозовскую школу (Ольга проходила в ней практику, ее отметили и пригласили работать) приехала уже не одна выпускница, а молодая семья Гогулиных. К этому времени родился их первенец — сын Андрей. Первый год молодым специалистам пришлось жить на частной квартире, топить печь, носить воду. Однажды, в очередной раз протапливая старую печь, они едва не угорели, спасали друг друга, по очереди теряя сознание и приходя в себя. После того случая Гогулиным дали двухкомнатную квартиру в доме с удобствами. Там уже и дочка родилась. Но это было потом.

А в начале карьеры два года проработала Ольга Витальевна в группе продленного дня, математику недавней выпускнице доверили вести лишь в одном классе, в то время в Морозовской школе были опытные математики и физик. Вообще школа всегда была на хорошем счету и в районе, и в Ивановской области. Ольге Витальевне нравилось работать с детьми, она всегда старалась придумать для них что-нибудь интересное. Директор это заметила и предложила молодому педагогу стать организатором внеклассной работы. Школьные праздники, семейные вечера — все это получалось у Ольги Витальевны ярким и незабываемым, она как-то без особого напряжения умела увлечь взрослых и детей своими идеями, которые, казалось, не иссякали. Ольге Витальевне удавалось найти единомышленников — и среди родителей, и среди коллег Дома культуры. В 1996 году в Морозовской школе был организован семейный клуб «Очаг», который успешно работает до сих пор. Чуть позже по инициативе директора школы Нины Николаевны и учителя русского языка Ирины Ивановны Гончаровой на базе школы начал действовать патриотический клуб «Доблесть». В его становлении большую роль сыграл настоятель местного храма отец Павел, имевший к ратной службе непосредственное отношение: в свое время он был участником боевых действий в Афганистане, после работал над созданием ядерного щита. В настоящее время он служит в Дивеевском монастыре, но, уезжая из Морозова, передал дело духовного окормления школьного клуба своему преемнику — отцу Николаю. С тех пор как храм в Морозове стал действовать, у школьных педагогов появились хорошие помощники, и многие воспитательные проекты реализуются сообща. В прошлом году на колокольню поднимали колокола, и это тоже был праздник для всего села. Теперь колокольный звон сопровождает учителей, идущих в школу.

...Подрастают две внучки Ольги Витальевны. Одна — сына Андрея — живет в Иванове, а вторая — от младшей дочери Кати — наверняка, когда придет время, будет учиться у бабушки. Не все выпускники уезжают из Морозова, кто-то, получив образование, возвращается и обзаводится семьей. Не случайно же столько душевных сил учителя Морозовской школы отдают будущему. Не могут же все усилия пропасть бесследно. Ольга Витальевна верит в лучшее, и эта вера помогает ей жить и быть счастливой.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 11 от 12 марта 2013 года



Гущин Д. Д.