На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дидигова З. А.
финал конкурса 2010 года

Тарасова И. Ю.
финал конкурса 2013 года

Маркуева Е. Д.
финал конкурса 2015 года

Труфанов Е. Е.
финал конкурса 2017 года

 

Третий день

 


«Всё в жизни взаимосвязано, всё есть единый клубок…»


Анна Данилина, Вадим Мелешко (фото)

Третий день семинара для участников федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2017 отведен для предметного общения. В Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования вновь абсолютные победители конкурса разных лет и те, от кого сегодня зависит развитие и продвижение наук об образовании, — видные ученые в области педагогики, психологии и других смежных по смыслу дисциплин. Впрочем, что для педагогики не смежное и не пересекающееся? Школа ведь отражает саму жизнь, а, значит, и педагогика вмещает в себя всё.

Как эффективно, достойно и с пользой для себя пройти такие испытания конкурса, как «Образовательный проект», «Педагогический совет», «Мастер-класс»? По крайней мере, насчет последнего четкий ответ есть у учителя музыки, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 1992 Артура Зарубы. Излагая свою «систему восьми шагов», мэтр утверждает: лучше всего двигаться методично и поступательно, и в этой мысли со всей отчетливостью проявляются его острый слух и бесконечное терпение, которые нужны не только музыканту или конкурсанту, но и не помешали бы каждому педагогу.

А вообще ответов на вышеобозначенные вопросы много. Но, как отмечают Алексей Доронин, учитель математики московской гимназии №1520 имени Капцовых, лауреат конкурса «Учитель года России» — 2011, и Андрей Иоффе, доктор педагогических наук, профессор кафедры профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования МГПУ, ни один из них не догма и не аксиома — слушать стоит многих, но поступать — сообразно своему внутреннему чутью, особенно, если оно подсказывает, что в противном случае пойдешь вразрез с самим собой. Ведь ложь и имитация в образовании — вещи непростительные.

Особенно ждали и предвкушали в третий день семинара появление за кафедрой доктора психологических наук, профессора Института психологии имени Л. С. Выготского РГГУ Витольда Ясвина. Витольда Альбертовича профессиональное сообщество знает, как одного из ключевых экспертов отечественной педагогики, причем готового называть вещи своими именами. Неудивительно, на определенном этапе развития специалист стойко утверждается в мысли, что даже профессиональную правду говорить легче и приятнее, нежели прибегать к осторожностям и эвфемизмам. Иначе не построить честного диалога.

Витольд Ясвин сходу задает конкурсантам фундаментальный вопрос, который легко может поставить в тупик: «А зачем вы каждый день ходите в школу?». Но кто как не уже состоявшиеся учителя года, победители регионального этапа конкурса знают ответ, который перекликается по смыслам с девизом самого конкурса. «Научить учиться!» — тут же раздается из зала. «Так быстро! — удивляется профессор и шутит. — С вами даже неинтересно… А знаете, что говорит подавляющее большинство: «Давать детям знания». А можно ли давать знания? Давайте разберемся: «Давать знания» — это акт или процесс? Например, я дал ребенку знания. Он взял. А потом что? Потом он их сдал, на экзамене. А учитель? Принял! То есть, получается, мы дали детям знания временно, попользоваться. Раньше мы что делали с экзаменом? Верно, держали! Сдать можно макулатуру, дела, даже товарища. Держать — это не «от себя», это «к себе» и с напряжением. Чувствуете разницу? Язык всегда отражает позицию!»

Задает фундаментальные вопросы и эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза образования, финалист конкурса 2002 года Раис Загидуллин: «Что для вас конкурс? Драйв? Тусовка? Продвижение? Соревнование? Чего вы ждете от конкурса? И хотите ли вы быть его объектом? Это ведь заложено в самой формулировке вопроса… А чего вы хотите от конкурса? А вот это уже про субъективную позицию! И, конечно же, что вы делаете на конкурсе? Тот, кто ответит для себя на все эти вопросы, приедет в Сочи совсем другим».

В этом смысле еще глубже понимаешь то, о чем говорил Витольд Ясвин: язык — это, действительно, очень многое, если не всё. От того, как мы формулируем и понимаем, зависит и то, как мы живем… И, если про математику говорят, что она приводит в порядок и систематизирует наш ум, то, что же тогда язык — он приводит в порядок и систематизирует наш образ и образ жизни? Да, и, более того, делает нас неповторимыми и уникальными в чем-то еще более неуловимом, чем стиль мышления...

Эту идею в полной мере раскрыл в ходе своего мастер-класса (который, скорее, хочется назвать филигранным произведением искусства) учитель русского языка и литературы, абсолютный победитель конкурса 2016 года Александр Шагалов. В действии вновь его фирменный прием, который завоевал сердца жюри и коллег еще на первых порах прошлогоднего конкурса, — обращение к исторической фотографии и записям голосов классиков. И Александр Михайлович, полностью завладев вниманием аудитории на традиционные 45 минут, вновь доказывает: идеальный урок литературы — это одновременно глубокое погружение в искусство, историю, музыку и во всё то, что составляет сущность культуры любой нации.

— Это фотография Бориса Леонидовича Пастернака, позади него автопортрет его отца, знаменитого до революции художника… — Александр Шагалов обращает внимание зала на уникальный фотоснимок опального нобелевского лауреата. —  Всё в жизни взаимосвязано, всё есть единый клубок: Леонид Пастернак иллюстрировал романы Льва Николаевича Толстого, который был знаком с Леонидом Андреевым, который приезжал к нему в гости, а Андреев был участником Телешовских сред, а Телешов был на открытии памятника Пушкину, а Пушкин подсказал идею «Ревизора» Гоголю… и так далее, и так далее. Мы можем протянуть эти нити между любыми предметами и личностями. А если потянуть хотя бы за одну нить этого единого клубка, развяжется всё…».

Аплодисменты, органично заполнявшие даже малейшие технические паузы по ходу мастер-класса, раздаются в очередной раз и не смолкают, когда Александр Шагалов в такой уже узнаваемой манере читает пронзительную «Нобелевскую премию», будто сам погружаясь в эту «загнанность» и «отрезанность» будущего классика, остро не вписавшегося в контекст лишь потому, что сумел «заставить плакать над красой» своей советской родины даже несоветских людей…

Завтра всё завершится. 17 июня — последний день семинара для участников федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2017. Их ждут индивидуальные консультации по конкурсным испытаниям очного тура. А затем подведение итогов и теплое прощание — совсем ненадолго. Минуют летние месяцы, и все встретятся вновь, и радость встречи будет еще сильнее, потому что на семинаре удалось узнать не только много нового о профессии, но и о тех, кто сегодня является ее лицом. Это победители регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2017 — замечательные учителя и интересные люди.


К предыдущему дню
К оглавлению
К следующему дню



Гущин Д. Д.