На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Авилова Н. Н.
финал конкурса 2012 года

Акопджанова К. Н.
финал конкурса 2005 года

Дмитриев В. С.
финал конкурса 2017 года

Мызник Т. Ю.
финал конкурса 2018 года

Хажумаров М. И.
финал конкурса 2021 года

 

Информация о конкурсанте

 


Самое невероятное искусство

Как не потерять вкус к поиску?

Четверть века педагогического стажа дорогого стоит. Во всех смыслах. Педагогу с таким большим опытом Всероссийский конкурс «Учитель года» дает прежде всего возможность по-новому оценить свои силы. В процессе подготовки систематизируются знания, без страха признаются слабые стороны, открываются способы продемонстрировать сильные. Оперируешь уже не сухими выкладками и пересказом прочитанных методичек. Внимательного слушателя ждет выстраданный сотнями уроков, отшлифованный вопросами и трудностями учеников рассказ о том, что работает в повседневной педагогической практике, а что нет. Именно с таким настроем на конкурс в прошлом году приехала Галина СВЕНЦИЦКАЯ, преподаватель математики из Ставропольского края.



Между серьезным и захватывающим


Когда за плечами не один десяток лет учительского труда, работать в школе становится еще интереснее, интереснее общаться с коллегами-конкурсантами, интереснее отвечать на вопросы жюри. У молодого специалиста может не быть профессиональных вопросов и сомнений, у опытного человека их сотни. Но есть и уверенность в своих силах, и артистизм. Они сразу угадываются в том, как Галина Магомедовна ведет урок. Мягкие жесты, уверенный взгляд в глаза то одному, то другому ученику — как контроль внимания и понимания, безукоризненный внешний вид, строгий и яркий одновременно. Но это лишь внешние приметы нетривиального учителя.

Обычно дети готовы к кратким теоретическим вводным и бесконечному решению примеров на заданную тему, но на уроках Галины Свенцицкой они нередко сидят в изумлении. Особенно те, кто впервые попадает к ней на занятие. Оказывается, математика такая интересная! Впрочем, все, даже самое выдающееся, постепенно становится привычным. Ученики средней школы №42 г. Ставрополя, где работает Галина Магомедовна, уже не удивляются ее приемам. Они просто ждут, чем их в очередной раз поразит педагог. Впрочем, Галина Магомедовна не считает, что делает что-то особенное. Просто ребенку нужно открыть глаза, убрать страх перед предметом.

Рисовать и петь любят все дети. Они знают, что учитель на этих предметах чаще всего не будет ставить плохую отметку. Если ребенок почувствовал цвет, угадал ноту, это уже повод поощрить. Так и в математике. В принципе все дети умеют выполнять математические операции, но весь интерес к предмету пропадает, когда начинаются монотонные объяснения, рутина. Ребенок перестает наслаждаться поиском и чувствовать вкус к одному из самых невероятных искусств — математике.

Впрочем, уроки складываются не только из одного искусства. Галина Магомедовна умеет соблюсти баланс между серьезным и захватывающим, так что дети выходят с урока с горящими глазами. И так должно быть в каждой школе. Ребенок, который знает, что у него есть такой урок хотя бы раз в четверть, будет ждать его, как праздника. Еще бы, ведь другие педагоги ругают за лишний звук на уроке, а Галина Магомедовна включает для своих подопечных музыку. Под эти звуки лучше думается, как говорил знаменитый герой Артура Конан Дойла, обладавший недюжинным логическим мышлением. Так Галина Магомедовна воспитывает своих гениев. И результаты не заставляют себя ждать: ее одиннадцатиклассники сами составляют задачи по типу С5.

Тем удивительнее этот факт, ведь Галина Магомедовна преподает математику в школе с углубленным изучением английского языка. Впрочем, это не помешало половине ее класса (выпуск 2012 года) выбрать институты, где математика является вступительным экзаменом. В итоге для некоторых эта дисциплина станет и основной профессией. Кто сказал, что это неправильно? К примеру, фэнтези пишут в основном люди с математическим образованием. Математика есть во всем, главное — показать это ученикам и подарить им ни с чем не сравнимую радость математического творчества.



Уходящая мода


Перед Галиной Магомедовной никогда не стоял вопрос о том, можно ли заниматься чем-то, кроме педагогики. Яркий пример учителей математики, которые знали свой предмет и любили своих учеников, показали мама и тетя. Но круг ее интересов никогда не был ограничен лишь этой наукой. Искусство в самом широком смысле — вот что окружало Галину Свенцицкую с самого детства. Отец — филолог — писал стихи, дядя — инженер-строитель — писал картины, друзья по художественной и музыкальной школе давали возможность быть всегда в самой гуще творческого мира. В такой ситуации не мог не родиться тот интересный симбиоз наук, который Галина Магомедовна стремится продемонстрировать на каждом своем уроке.

Математика вбирает в себя все и отдает миру многое. Точно так же Галина Свенцицкая интересуется всем: биологией, физикой, химией... И рассказывает ученикам о каждом своем открытии. А как иначе зажечь ребенка с нематематическим складом ума тягой к предмету, как помочь ему понять, что решать задачи не менее интересно, чем искать рифмы? Только своим примером. Сама Галина Магомедовна из тех, кому любая задача кажется и вызовом способностям, и удовольствием одновременно.

Это убеждение ей во многом привили университетские преподаватели. Своих наставников из Ставропольского государственного педагогического института, который в 2012 году стал частью Северо-Кавказского федерального университета, Галина Магомедовна вспоминает с уважением и теплотой. Именно от них в ее работе творческая искра. Это и Владимир Асатурович Баграмян, который преподавал математический анализ, и физик Станислав Алексеевич Козлов, который однажды сказал, перефразировав известного писателя-фантаста Станислава Лема: «Математика — это своего рода завод, где производят все что угодно. Не сразу понятно, как применить это в жизни, встречаются даже на первый взгляд абсурдные вещи. Но именно математика занимается движением прогресса».

Сегодня молодежь трудно привлечь проникновенными речами, особенно в школу. Несмотря на то что коллектив, где работает Галина Свенцицкая, достаточно молодой, средний возраст преподавателей математики здесь гораздо выше, чем у учителей иностранного языка. Качественное математическое образование дает широкий спектр возможностей, поэтому старшая школа так часто страдает от нехватки молодых кадров.

Возможно, что принятая в декабре прошлого года Концепция развития математического образования в РФ что-то изменит. Правда, проблема, по мнению Галины Магомедовны, еще и в том, что ушла сама мода на математику. Ее возвращение — долгий процесс. Сегодня заинтересованным школьникам просто не хватает математического общения. Раньше было проще — выпускалось большое количество журналов вроде «Кванта», «Юного техника», в которых печатались интересные математические и логические задачи, ребусы и фокусы, для решения которых и требовались те самые знания математики, которые можно было получить на обычном уроке.

Казалось бы, сегодня гораздо больше возможностей — есть Интернет, много тематических сайтов. Но у сегодняшних детей много других интересов, которые выглядят гораздо привлекательнее математики. Так что сейчас в школах учится уже второе поколение тех, кто потерял любовь к математике.



Пять заповедей математика


Чаще всего учителю трудно доказать ребенку, что то, о чем он рассказывает на уроке, применимо в жизни. Понятно, что среднестатистическому человеку не нужны логарифмы. Но что тогда должно остаться после окончания школы в памяти? Галина Магомедовна считает, что это возможность и желание вернуться к изучению предмета, если окажется, что все-таки математика нужна. Можно ли это воспитать? Здесь у каждого педагога свой магический прием. Галина Магомедовна сформулировала для себя пять математических заповедей и назвала их «Формула одной руки».

Во-первых, нужно научить школьника «чувствовать число». Это что-то сродни математической интуиции. И пусть доказано, что нельзя почувствовать, что такое корень из двух, Галина Магомедовна уверена — ее дети всегда знают, что это больше единицы, но меньше двух. Ученики Галины Магомедовны начинают работать над этим уже сразу с 5-го класса, когда составляют свой собственный задачник по математике. А потом по нему работает вся школа. Так, один из ребят придумал задачу на тему сказочной повести Кеннета Грэма «Ветер в Ивах» и зашифровал в тексте очень полезный математический прием, ведь оказывается, чтобы умножить на 0,5, нужно просто разделить на 2!

Во-вторых, нужно и днем и ночью думать о математике. Этот постулат для учителей, которые в силу своих профессиональных задач бесконечно размышляют об уроках и ищут способы их совершенствования. Галина Свенцицкая уверена, что иногда достаточно одной удачной фразы, которая раскроет самую суть проблемы и даст возможность уроку пройти очень продуктивно. Например, высказывание Пабло Пикассо «Искусство — это исключение ненужного», в котором заключен принцип математической экономности. Это хорошо соотносится с ситуацией, когда перед учеником оказывается пространная задача, а на деле выходит, что она решается в одно действие. Галина Магомедовна учит своих ребят грамотно выбирать суть и создавать математическую модель задачи.

В-третьих, нужно учить математической импровизации. Умение мыслить творчески и независимо для современного школьника крайне важно. В 10-11-м классах необходимость в этом проявляется наиболее остро. Например, в алгебре, когда, для того чтобы упростить выражение, его нужно сначала усложнить. Или в стереометрии, где без чертежа с учетом всех знаний об изображаемой фигуре задачу решить весьма трудно. «Изображаю не то, что вижу, а то, что знаю» — это, кстати, вновь Пабло Пикассо.

В-четвертых, педагог, как и ученик, не должен отказываться от самообразования. Нельзя научить тому, во что не веришь сам. Увлеченность Галины Свенцицкой своим предметом — прямое подтверждение этого принципа.

Ну и наконец, необходимо найти свой «пятый элемент» — таинственный ключ, как в знаменитом французском приключенческом фильме, изюминку урока, которая у каждого своя. Это тайна, открывающаяся пытливым в процессе творчества и педагогической практики.

Все это ничуть не мешает вещам на первый взгляд совсем не творческим, например, подготовке к ЕГЭ. Правда, Галина Магомедовна считает единый государственный экзамен по математике весьма креативным, ведь там огромное количество интереснейших заданий. Да и подготовка к нему, создание своей системы решения задач, достижение успеха — тоже целое искусство. Нужно учесть все — от правильного распределения времени до поиска красивого решения. А это уже само по себе творчество.

Предвзятое отношение к ЕГЭ как к скучному мероприятию во многом диктуется тем, что это обязательный элемент для любого выпускника, а ко многим обязательным вещам всегда непростое отношение. Во всяком случае, надо готовиться к экзамену ответственно и знать, что это далеко не точка в общении с предметом. Ведь математика — это не рутина, а призыв к творчеству.

Анна Данилина, «Учительская газета», № 11 от 18 марта 2014 года



Гущин Д. Д.