На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Митькина Е. А.
финал конкурса 2010 года

Ковтонюк Н. А.
финал конкурса 2010 года

Говорков В. Ю.
финал конкурса 2015 года

Пуш Е. Т.
финал конкурса 2005 года

Трифонов М. И.
финал конкурса 2016 года

Жильцова Е. А.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Любовь с мягким знаком,

или Экстремальный путь Натальи Вторушиной

Это первый, но, совершенно уверена, не последний мой рассказ об учителе начальных классов Наталье Вторушиной. Почему-то мне не хочется расставаться с моей героиней. Уверена, что будет повод, и не один, снова о ней написать. Она всегда в движении, в развитии. Построит ли Наталья Анатольевна традиционную карьеру в образовании: учитель — завуч — директор — управленец — региональный министр образования? Легко могла бы построить. Но это не так важно. Главное — она будет идти вперед и справляться с препятствиями азартно и весело, стойко и смело.



Родительский опыт


Так, как всегда справлялась с обязанностями мамы троих детей — двух уже взрослых дочек Светланы и Елизаветы, сына Арсения восьми лет. Когда дочери еще были школьницами, а сын ходил в детский сад, Наталья каждый день встречала «экстремальное утро», как она это называет. Ситуация, знакомая любому родителю, — надо разбудить детей, одеть, причесать, накормить завтраком и отправить в новый день. Это всегда непросто. «Теперь с улыбкой вспоминаю, каких творческих усилий стоило разбудить (точнее пробудить) младшую дочь! Поделив бантики и заколки на двоих, заплести косы старшей. При этом не забыть о форме в бассейн для сына, ведь сегодня среда! Вот так просыпались, одевались, заплетались... Развивались». Но Наталья такой человек, что сегодня, когда дочки-студентки не живут в родном доме, а сын стал учеником и уже многое умеет делать сам, их мама тоскует по «экстриму»...

Родительский опыт ценен для каждого из нас, а для учителя — важен втройне. Когда берешь на себя ответственность не только учить, но и воспитывать детей, важно понимать не только в теории, но и на практике, как это происходит. Чтобы можно было совет родителям дать, попытаться помочь выправить непростую семейную ситуацию. Во время Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013», когда я присутствовала на беседе Натальи с родителями, у меня было четкое ощущение, что это общение гораздо более ценное мероприятие, чем просто конкурсное задание. Во-первых, потому что Наталья Вторушина очень тактично и честно сумела похвалить родителей за мудрые мысли, а об опасностях воспитания сказала мягко и ненавязчиво. Во-вторых, потому что ее советы и выводы были очень конкретны и полезны. Тема разговора была — «Всегда ли мы готовы понять и принять своего ребенка?». Вот всего несколько фраз, которые я записала за учителем: «Ребенок — отдельная личность, он не наша собственность. Эта личность нам не принадлежит. Будьте его другом, помощником. Уважайте этот «кулечек». «Если ребенок уходит от решения проблемы молча, с улыбкой, то надо насторожиться. Это плохо». «В начальной школе любая пропасть преодолима. Разверните ребенка к себе. Посмотрите на ситуацию со стороны. Еще не поздно! А потом уже ничего не вернуть...»



Любимый выпуск


Я убеждена, что учитель все-таки не должен заменять родителя (хотя иногда и приходится это делать, когда мама и папа присутствуют в жизни ребенка лишь номинально). Он должен в первую очередь научить своих учеников. Но Наталья Вторушина так не думает. Ее ученики — это тоже ее дети. Конечно, любит их не так, как родных дочерей и сына, но тоже любит. Особенно свой самый первый выпуск, «золотой», любимый. Дали начинающему педагогу 1-й «Д». Детей в школу в тот год поступало много, был еще 1-й «Е» и даже «Ж». В педколлективе считалось, что в «Д» пришли ребята, что называется, не «первого сорта». «А я думаю, мне настолько с ними повезло! Они были лучше всех в духовном и моральном плане», — рассказывает Наталья. Заложенного молодой учительницей задела из знаний, умений, веры и любви хватило на всю остальную школу. Все дети очень неплохо проучились. Все окончили институты. Теперь у них семьи, и у Натальи Анатольевны уже восемь «внуков» по этой линии — пять девочек и три мальчика. Она не просто следит за судьбой своего первого класса, а постоянно с ними в диалоге. Вот и во время конкурса «Учитель года России» ребята — конечно, уже не ребята, а взрослые, серьезные люди, но для нее ребята — писали ей эсэмэски, электронные письма. Максим Петришко, член сборной Казахстана по гимнастике, перед очень ответственным днем, когда должны были объявить состав пятерки победителей, так напутствовал Наталью Вторушину: «Наталья Анатольевна, я не сомневаюсь в вас. Но вне зависимости от того, войдете вы в пятерку или нет, для всех нас вы останетесь любимым учителем». Приезжая регулярно на родину в Чимкент, Вторушина обязательно видится со своими повзрослевшими учениками, а иногда даже помогает им решать жизненные проблемы.

Так же трепетно, как к ученикам, Наталья относится к педагогам, которые учили ее в школе. Историк Анна Дмитриевна Цингалиди, филолог Валентина Ивановна Казаченко — это святые для нее имена. Именно Валентина Ивановна заботилась о грамотности будущего учителя начальных классов. Шутливо говорила Наташе: «Запомни, любовь, свекровь и морковь пишутся с мягким знаком». Почему-то долгое время слово «любовь» девочка упорно писала без последней буквы. А потом свершилось — ошибки ушли. Словно любовь и внимание учителей превратились в недостающий мягкий знак...



Тропы педагогики


Первая школа Натальи Вторушиной была в Казахстане. Средняя школа №34 имени Ю.А.Гагарина города Чимкента. Сначала Наталья была ее ученицей, а после окончания в 1990 году, недобрав баллов на исторический факультет, пришла лаборанткой в кабинет химии. К сожалению, химия не любимая наука моей героини, тем не менее свои обязанности она выполняла старательно, готовила к урокам пробирки, колбочки, реактивы. Прошел год, и снова Наташа отправилась штурмовать истфак. В приемной комиссии ей сказали, что на факультет, где готовят практически не учителей, но управленцев, она поступить скорее всего не сможет и что лучше ей подстраховаться и сдать экзамены еще на какой-нибудь факультет. Так Наталья стала студенткой Шымкентского отделения Международного казахско-турецкого университета им. Х.А.Яссави, а через пять лет получила диплом учителя профессионально-трудового обучения. В тот же год поступления в школе ей предложили преподавать труд, а когда высшее образование было получено, выяснилось, что уроки труда сокращают, и молодой учитель приняла предложение директора — начать преподавать в началке. Очередное лето было потрачено на теоретическую подготовку, но, конечно, основные умения и навыки дала практика. И очень помогли обрести себя в новой специальности те самые «золотые» дети, о которых я уже говорила... Но испытания на этом не закончились.

Новая директор сказала, что имеет полное право Вторушину уволить, ведь она учитель труда, а работает в начальных классах. Пришлось срочно получать второе высшее образование, уже через два с половиной года Наталья стала выпускницей Южно-Казахстанского института непрерывного образования в звании «учитель начальных классов — психолог». К сожалению, остаться в родной школе все-таки не получилось. Перспектив у Натальи и ее семьи не было, а хотелось своего жилья. И Вторушина решилась на переезд в Россию. Родители ее первоклассников настолько не хотели с ней расставаться, что на полном серьезе предложили: «А давайте мы вскладчину купим вам дом? Оставайтесь!» Было приятно, но согласиться на это предложение педагог, конечно, не могла.

В 2000 году Наталью приютила гимназия №1 города Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа. Маленькая, камерная, в ней всего 500 с небольшим учеников. В гимназии Вторушина трудится по сей день. Сейчас в качестве заместителя директора по воспитательной работе. Эта должность стала еще одним испытанием. Выяснилось, что и здесь нужно иметь специальное образование. За эту должность Наталья Анатольевна, честно говоря, не держится, наоборот, мечтает остаться только на классе, спокойно работать педагогом. Тем не менее проблему она решила в своем стиле — стала студенткой Омского государственного педагогического университета по программе «Менеджмент в образовании».

У меня возникло четкое ощущение, что трудности Наталью Вторушину не пугают, а вдохновляют на новые свершения. Однако не все... Есть проблемы, с которыми нелегко справиться даже такой оптимистке и сильной личности. Что огорчает Наталью Анатольевну? Во-первых, отношение родителей к оценкам своих детей. Двойку они воспринимают как повод устроить ребенку головомойку, а не выяснить, в чем его пробелы. И когда в салехардской гимназии учителя начальных классов устроили эксперимент по безотметочному обучению, выяснилось, что без отметок заскучали и даже запаниковали не дети, не педагоги, а родители. «Им надо обязательно, чтобы учитель нарисовал солнышко, они знают, что это пятерка. Если солнышко с тучкой — это четверка. Тучка — тройка. Тучка плачет — двойка. Так что оценки — это, как я называю, хотелки наших родителей. Им нужно видеть подтверждение реальных результатов. Да, я знаю, что мой ребенок учится неплохо, но мне нужно видеть оценки, и в зависимости от того, что поставили, похвалить, поругать...»

«Но что такое пятерка или тройка? — рассуждает дальше Наталья Вторушина. — Они же у каждого ребенка совершенно индивидуальные. Сидит у меня девочка, которая в силу своего психофизиологического состояния не может учиться на пятерки. Допускает в диктанте 23 ошибки. И вот наконец она сделала в диктанте всего 8 ошибок. Тянется рука поставить ей пятерку, и я ее ставлю...»

Последствия этого шага понятны. Приходят проверяющие и, видя эту конкретную работу и конкретную оценку, заявляют, что пятерка не соответствует нормативу. Они ориентируются на инструкцию и не хотят разбираться, что ребенок практически сделал невозможное. А тут еще инспекторы видят рядом работу отличника, который сделал одну ошибку, и ему за это поставили четверку. Чтобы понять, почему четверку, надо знать ситуацию, надо понимать, что этот ученик просто-напросто схалтурил, и учитель обязательно должен был выставить оценку ниже обычной.

Наталья Анатольевна убеждена, что двоечниками дети порой становятся для того, чтобы вечно занятые родители наконец с ними пообщались. Почему некоторые дети перестают учиться? Потому что им не хватает маминого внимания. «Пусть мама меня ругает, но она в этот момент со мной», — думает ребенок. Наталья уверена, что в начальной школе двойку ребенку ставить нельзя ни в коем случае.

Да и некогда ей строго преследовать детей за ошибки. В школьной жизни так много интересного! Можно проползти на коленках по коридору, играя в веселую игру. Полазить по деревьям, изучая загадки природы. Посидеть на ковре, воображая, что это поляна в лесу. Жить все время по правилам скучно. А дети именно это ценят в своей учительнице. Словно Наталья Анатольевна на время игры превращается в их ровесницу. Они не знают, что муж Вторушиной иногда с улыбкой спрашивает супругу: «Ты когда-нибудь повзрослеешь?» Но, думаю, он на самом деле солидарен с детьми и не хочет, чтобы Наталья Анатольевна стала солидной, взрослой дамой...

Оксана Родионова, «Учительская газета», № 10 от 11 марта 2014 года



Гущин Д. Д.