На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Варлакова Ю. Б.
финал конкурса 2011 года

Комаров М. С.
финал конкурса 2017 года

Сангаджиев Ч. Г.
финал конкурса 2018 года

Яровенко Л. В.
финал конкурса 2020 года

Айтасова С. И.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


«Классный» факелоносец

Разве можно постареть, когда твоим ученикам всего 16?

Бытует мнение, что в современной школе работают одни неудачники, не сумевшие устроиться на спокойное, денежное местечко. Елизавета Козлова, учитель года – 2014 Калужской области из Бетлицкой средней школы, считать себя неудачницей отказывается.

У «вечной отличницы» Лизы не было проблем с учебой. Родители-медики были бы рады, если б дочь продолжила династию. Но она решила стать инженером, решала задачки по физике и математике на заочных подготовительных курсах. Собиралась поступить в МВТУ имени Баумана, но, приехав подавать документы, первым делом увидела на стене карданный вал в разрезе... И поняла, что люди ей интереснее. К тому же с детства любила путешествовать — бродила с родителями по туристским и лесным тропам. Лучшая подруга, с которой до хрипоты спорила о том, какая профессия полезнее для общества, убедила, что учитель иностранного языка — тот же путешественник, только открывает детям не тропы, а дорогу в жизнь. В результате на факультете иностранных языков Калужского государственного педагогического университета они оказались вместе. Вместе «зайцами» пробирались в родную общагу, пока наконец-то отличницам не выделили законные койко-места.

— Наверное, я счастливая, потому что за все эти годы не было ни одного дня, чтобы пожалела о том, что я учитель, — говорит Елизавета Валерьевна. — По моему глубокому убеждению, не найти более созидающей, творческой, активной и интересной деятельности! Вхожу в класс — и забываю о личных проблемах и неурядицах. На меня в ожидании открытий смотрят мои ученики. Они такие разные: способные и не очень, шустрые и тихони, храбрые и осторожные. И каждый из них — личность, будущий Эйнштейн, Ломоносов, Пушкин... Нужно только помочь им поверить в себя и поддержать в непростом школьном деле.

Университетские преподаватели Елена Порфирьевна Тарасевич, Альбина Ивановна Макарова, Анна Викторовна Преображенская дали первые, незабываемые уроки педагогического мастерства. Это Елизавета Валерьевна считает главным — воспитание в первую очередь не языковеда, а учителя. Почти все каникулы проводила вожатой в лагерях. И хотя в составе лучших студентов ее по обмену отправили на три недели в Германию, переводчицей быть не захотела. Краснодипломница, у которой был богатый выбор — в 1987 существовало еще свободное распределение для отличников, — мечтала вернуться в родную школу. Ту, что окончила сама. Потому что там были ее учителя, которых она любила и с которых брала пример, став учителем.

В район вернулась, но пришлось поработать в другой школе, потом в роно. Бумажная работа ей совсем не нравилась. Ее тянуло к детям, таким же, как она, которым все интересно! Только через пять лет Бетлицкая школа стала самой большой в Куйбышевском районе, и потребовалась «англичанка».

— Мы вместе разрабатываем маршруты получения нового знания. Думаем вслух на уроке. Мои ученики знают: нет неправильных мнений, есть разные! Я не снабжаю их готовой информацией, а учу, как ее искать. Стараюсь меньше говорить на уроке, чтобы у них было время поразмышлять.

По статистике только 39 % выпускников школ умеют эффективно работать с новой информацией, обобщать данные, факты, анализировать события, делать логические выводы и формулировать свою точку зрения, то есть обладают навыками, которые позволят им стать успешными членами социума, быть способными и готовыми к дальнейшему самообразованию. Именно это натолкнуло Елизавету Валерьевну на поиск методов и технологий, позволяющих изменить ситуацию. Привлекла ее технология обучения в сотрудничестве — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

— Каждый мой урок личностно ориентирован. Это непременное условие для развития способностей ребенка и таких качеств личности, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к самостоятельному изучению иностранного языка.

Она применяет разные способы. Например, «Пронумерованные головы вместе». Каждому члену команды присваивается номер 1, 2, 3, 4. Группам даются вопросы. Все члены группы обсуждают вопросы и формулируют ответы. Учитель называет номер, и все, к примеру, вторые номера дают ответ на вопрос. Следующий вопрос разъясняют, допустим, 4-е номера. Причем ребята не повторяют, а дополняют и поправляют друг друга, критически осмысливая услышанную информацию. Мозговой штурм позволяет развивать в детях креативное мышление, существенно расширять коммуникативные контакты. «Окружи мудреца» — прием взаимопомощи, когда сильные поддерживают слабых.

— Мне хочется, чтобы ребенок осознавал, что учитель не надзирательно-карающая инстанция, а живой человек, который может просто расстроиться или даже обидеться, если ты не выучил урок. Да-да, не отругать за лень и безответственность, а обидеться. Вы ведь так много ждали от этого ученика! Ведь он такой умный и сообразительный, а позволяет своему блестящему уму простаивать без дела! И очень часто такое поведение учителя помогает гораздо эффективнее, чем наказание.

Еще одна технология, взятая Елизаветой Валерьевной на вооружение, — «Развитие критического мышления», разработанная Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы. Технология формирует умения: работать с постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений; решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; выстраивать конструктивные взаимоотношения. Ее особенность — трехфазовая составляющая урока. Первая — вызов. Для прогнозирования событий учитель использует прием «Дерево предсказаний», где ствол — тема, ветви — предположения, листья — их обоснование. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и продолжиться дома. На этапе рефлексии школьники принимают участие в ценностно-ориентационной деятельности в форме различных видов дискуссий или в написании исследовательских работ. Рефлексия одиннадцатиклассников по письмам русских и американских ветеранов Второй мировой войны вылилась в проект «Альбом Памяти». Елизавета Валерьевна вместе с группой учителей английского языка из разных регионов России в 2010 году проходила стажировку в Вашингтоне и при университете Педью в штате Индиана. Идея о создании проекта возникла, когда учитель американской школы подарила книгу воспоминаний американских ветеранов «An Album of Memories». Ребята читали письма американских ветеранов и детей из Америки Второй мировой войны, переводили письма фронтовиков из Куйбышевского района, встречались со своими «детьми войны». Работа позволила ребятам совершенно по-другому посмотреть на вклад американских ветеранов в победу над фашизмом. Они создали сайт, где помещали свои размышления над письмами.

В исследовательском проекте «Наша малая родина» восьмиклассники изучали историю родного поселка в рамках Всероссийского конкурса «Интерактивная карта России».

— Любовь к иностранному языку начинается с любви к своей стране, — уверена Елизавета Валерьевна. — Поэтому в содержание образования обязательно включаю элементы краеведения. Мы с классом каждый год ходим на летних каникулах в походы. В 2013 году ездили в Санкт-Петербург, а в прошлом году мы совершили экскурсию в Белоруссию. В сентябре 2013 года в связи с 70-летним юбилеем освобождения калужской земли от немецко-фашистских захватчиков побывали в Новосибирске. Калужские школьники выступали во Дворце культуры с литературной композицией у мемориала «Свеча памяти». Нас поразило, как сибиряки трепетно относятся к событиям Великой Отечественной войны. Они очень бережно хранят память. Пожилые люди и ветераны подходили к нам, благодарили детей за выступления.

Подготовка российской молодежи к жизни в современном информационном мире требует использования новых информационных интернет-технологий. Елизавета Козлова активно внедряет в свою педагогическую деятельность информационно-коммуникативные технологии, такие как Веб 2.0. Это платформа социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями информации, но, главное, ее создателями и соавторами. Ее ученики часто работают над проектами с созданием блогов для публикации и обсуждения своих идей и материалов, создают вебквесты по проектам, презентации, что помогает усвоению материала и позволяет широко использовать визуальный канал восприятия информации. Причем Екатерина Валерьевна старается включать местный компонент в материалы. Так, презентация «Wind of Changes» (на тренировку пассивного залога) строится на положительных переменах, которые происходят в жизни Бетлицы за последнее время.

— Успешное участие в ЕГЭ позволяет моим ученикам поступать на факультет иностранных языков и в экономические вузы, где необходим иностранный язык как вступительный экзамен. Растет качество знаний учащихся. Повышается мотивация к изучению английского языка. Мои учащиеся принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах по английскому языку и являются их постоянными победителями или призерами. А я в свою очередь не перестаю учиться у них, — признается учитель с 27-летним стажем работы. — Дети поражают подчас очень тонким восприятием мира, способностью сопереживать. Не согласна, что современные дети циничны и жестоки! Они просто другие: более прагматичные, технически продвинутые, прямолинейные, не готовые уважать старших только за то, что они старше. Но я вижу, что они столь же ранимы и чувствительны, как все дети во все времена, если что-то их искренне трогает. Моя ученица без малейших сомнений подбирает слово «верность» в качестве синонима к слову «собака». Это дорогого стоит.

Поддерживать своих учеников в стремлении мечтать о высоком и усердно работать, превращая мечту в цель, а цель — в план, Елизавета Козлова старается своим примером — участвует в различных профессиональных конкурсах. В 2007 и 2012 годах побеждала в конкурсе лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», лауреат регионального конкурса «Самый классный классный». Ее ребята берут кубки в спортивных соревнованиях, и она не отстает: играет в волейбол, ходит в турпоходы, а осенью 2013 года стала факелоносцем в эстафете олимпийского огня в Калуге. Конкурс «Учитель года», по мнению Елизаветы Валерьевны, позволяет проявить творческие способности и стимулирует профессиональный рост:

— Я познакомилась с лучшими педагогами региона и страны. Приятно видеть, какие замечательные люди у нас в профессии. Участие в конкурсе — очень большая мотивация. Хочется жить, работать и продолжать совершенствоваться. Уверена, если ученики будут видеть перед собой активного, развивающегося учителя, то это будет для них лучшим стимулом и в учебе, и в саморазвитии. Вместе с детьми я проживаю новую жизнь и молодею душой. Разве можно постареть, когда твоим ученикам 10, 14, 16 лет? И они многого ждут от учителя: что он расскажет, покажет, посоветует, чему научит. Учитель просто обязан постоянно повышать свой уровень преподавания, идти в ногу со временем, чтобы разговаривать со своими учениками на одном языке. А уж они порадуют способностями и идеями, словами и поступками!

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 20 от 19 мая 2015 года



Гущин Д. Д.