На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Единственный и неповторимый

Синюю птицу нельзя приручить, но Дмитрию Вантрусову это удалось

Дмитрию Вантрусову удалось воплотить все мечты детства. С первого класса он был убежден, что его призвание — быть учителем, и ни в каком другом качестве представить себя не мог. Он и сегодня считает, что относится к особенному человеческому виду — Homo discimus, что самим Создателем задуман для существования лишь в одних условиях — в условиях школы. Потому что только там Дмитрий чувствует себя комфортно и счастливо. Рабочий день няндомского математика начинается в 7.30 и заканчивается в 17.00, но даже по дороге домой, за ужином и перед сном он мысленно остается в классе со своими учениками. Разбирает прошедшие уроки, готовится к следующим, анализирует ошибки ребят и ищет (конечно же, в себе) их причину.

Дмитрий вовсе не одинок. Его жена, тоже учитель, только не математики, а иностранного языка, под стать мужу — в отношении к школе и ученикам у них полное взаимопонимание. Все семейные трапезы Вантрусовы в шутку называют малыми педсоветами, потому что темы, так или иначе не касающиеся школьных проблем, за столом не поднимаются. Даже на пляже во время семейного отдыха где-нибудь на теплом море Дмитрий и Оксана говорят о школе. И сами же над собой смеются: «Мы неисправимы!» Только сын Вантрусовых, десятиклассник, пока не разделяет педагогической «ориентации» родителей — он всерьез мечтает о карьере офицера.

Что касается Дмитрия, то он даже внешне воплощение доброты и миролюбия. Трудно вообразить менее воинственного человека. Улыбчивый, жизнерадостный, мягкий, по-матерински заботливый, Дмитрий и в детях вызывает ответное чувство. У него не бывает конфликтов с учениками. Даже с теми, которые в математике, что называется, ни в зуб ногой. Какие конфликты, если учитель, как никто другой, сочувствует «нематематическим» детям и всеми силами пытается им помочь — научить решать хотя бы самые элементарные задачи. И пока за все время ЕГЭ у него это получалось — в его школе не было ни одного случая несдачи. Хотя переживаний было много — к каждому слабому ребенку Вантрусов относится как к родному сыну, понимает, что неудача на экзамене может негативно отразиться на судьбе в целом.

Судьба самого Дмитрия складывалась удачно. Ему очень везло с учителями и наставниками — благодаря этому он еще в первом классе захотел стать педагогом и в дальнейшем не отказался от своего выбора. Родители Дмитрия не имели отношения к образованию — папа был водителем автобуса, мама работала в больнице медсестрой. Узнав о намерении сына стать учителем, не отговаривали, а, напротив, отнеслись к нему с пониманием и даже уважением.

Вспоминая себя ребенком, Дмитрий сам удивляется, насколько его столь раннее решение посвятить жизнь педагогике было серьезным и взвешенным:

— Вообще-то у детей обычно все не так. Вспыхнет страсть к какой-то профессии и через время понемногу утихает, появляется новая мечта, новое увлечение. У меня же, напротив, желание учительствовать росло с каждым годом. Поменялась только специальность. В первом классе я влюбился в свою первую учительницу Анжелику Григорьевну Яковлеву и захотел стать учителем начальных классов, а уже в пятом классе любимым предметом стала математика — соответственно захотелось стать похожим на учительницу математики. Поэтому с пятого класса я твердо знал, чему буду учить детей.

Вообще говоря, Дмитрий хорошо успевал по всем предметам, окончил школу с серебряной медалью. В 11-м классе многие учителя, желающие Дмитрию удачи в жизни и более подходящей его способностям специальности, начали отговаривать его от неблагодарного учительского поприща. Знакомые его семьи действовали в том же направлении. Как раз в то время в Архангельском университете открылся новый факультет нефти и газа (его не было раньше). Друзья родителей обещали помочь с поступлением — «устроить» (в 90-х этот глагол употреблялся чаще других — всех везде устраивали). Возможность «прижаться» к трубе, как говорят сегодня о тех, кто близок к природным ресурсам, у Дмитрия была, но он пошел на учителя. «Как можно изменить мечте?» — удивляется он, вспоминая дела давно минувших дней.

Но после 11-го класса Дмитрий поступал не сразу в университет. Свое движение к профессии он начал с Каргопольского педагогического училища. Отец умер, еще когда Дмитрий учился в десятом классе, у мамы не было лишних денег, и было решено поступать в колледж на новый, только что открывшийся физико-математический факультет. По окончании его можно было перевестись сразу на 3-й курс Поморского государственного университета без экзаменов.

Дмитрий ни разу не пожалел, что три года прожил в Каргополе. Сам древний город с удивительной историей произвел на будущего математика неизгладимое впечатление. На всю жизнь запомнились лекции и практикумы любимых преподавателей. Вантрусов и сегодня вспоминает их с огромным чувством благодарности: «Каргопольский педколледж — это замечательное место, там по-настоящему учат и готовят настоящих учителей. Университету я обязан меньше. Я стал хорошим учителем только благодаря колледжу. Всегда с огромной радостью приезжаю туда, с благоговением вхожу в здание, обнимаю любимых преподавателей — там моя родина».

Самым главным предметом в Каргополе была методика преподавания. Ангелину Александровну Копосову, главного методиста, Дмитрий Вантрусов вспоминает с благодарностью все годы работы в школе — то есть все свои 15 с половиной педагогических лет. Перед своим первым самостоятельным уроком на педпрактике в каргопольской школе № 1 он не просто боялся Ангелину Александровну (ее боялись все, кто учился в педколледже) — он трепетал, как осиновый лист. Ему достался 6-й класс, тема — умножение дробей. Он мечтал лишь об одном — не опозориться. Об отметке и не думал, потому что пятерку за урок получить было немыслимо, для этого нужно было превзойти себя самого. Конечно, Дмитрий, как и все студенты, заранее писал конспект своего урока и показывал его методисту. Ангелина Александровна его проверяла, давала советы, как его улучшить, но... Даже четверки были редкостью в Каргопольском колледже.

Дмитрий не забудет, как не шел, а летел, возвращаясь с урока, — буквально парил над землей, не мог поверить своему счастью: ему удалось получить пятерку «у самой Копосовой»! Был и еще один повод для радости — в этот день Вантрусов впервые почувствовал, что дети его слушают и у него все получается.

Конечно, быть уверенным в своих силах Дмитрию помогло и то, что он с первого класса до выпуска занимался бальными танцами. В 10-м и 11-м классах сам вел занятия с начинающими, то есть опыт преподавания, пусть не математики, у Вантрусова уже был. Он умел настроить на себя внимание детей.

Вообще трудно поверить, что в роду Дмитрия не было педагогов. Уж очень легко он находит общий язык с любым ребенком. Не могу не задать банального вопроса о том, как ему это удается.

— Наверное, что-то и от Бога. Я верующий человек, верю в промысел Божий, в предназначение. Оно может заявить о себе очень рано. Например, еще до школы, когда ходил в детский садик, я мечтал стать нянечкой. Мне так нравилась наша нянечка! Казалось, что лучше профессии не бывает. Помню, что я и маме заявил: «Вырасту, буду нянечкой». «Ну хорошо, — сказала мама, — нянечкой, так нянечкой». Спасибо, что у нее хватило такта и мудрости не отговаривать меня.

Действительно предназначение, иначе и не объяснишь... Я прошу Дмитрия рассказать о наставниках, которые помогали ему на первых порах в школе. Лучший математик Архангельской области с удовольствием называет своих старших коллег:

— Я благодарен Наталье Дмитриевне Тихониной, она только в этом году ушла на пенсию, это один из лучших в нашем городе методистов-математиков, двадцать с лишним лет работала завучем. Признателен Светлане Ивановне Пошляковой, учителю математики, заслуженному учителю, и, конечно, моей любимой учительнице Ольге Николаевне Зетко. К этим трем женщинам всегда можно было обратиться за помощью с любым вопросом. Сколько моих уроков посетила Наталья Дмитриевна в первые два года моей работы! Я оценил это, только когда сам отработал в школе 15 лет. А сначала немного удивлялся: ну что она все ко мне ходит? А этим летом наконец сказал, как ей благодарен, какую огромную помощь она мне оказала! Ведь она не критиковала меня, а говорила, где мне нужно доработать. Притом начинала всегда с плюсов, подчеркивала, что именно было хорошо.

Дмитрий вообще очень хорошо относится к критике, особенно к конструктивной. Всегда с большим вниманием слушает тех, кто может что-то подсказать. Считает, что советы профессионалов помогут ему работать еще лучше. Отчасти это, конечно, и привычка. Долгое время (да и сейчас тоже) он являлся самым молодым специалистом в своей школе — слушать советы старших ему не привыкать. Лишь недавно Вантрусов начал сам в рамках педагогических десантов давать открытые уроки и делиться опытом. Теперь уже от него ждут советов, и он знает, как их давать, чтоб не отбить у молодых охоту к работе.

Вантрусов — человек безотказный и потому активный общественник. Он является заместителем председателя районного клуба «Учитель года», возглавляет профсоюзную организацию своей школы, районный совет отцов. Активно участвует в десантах областного клуба «Учитель года». Но все-таки главное для него — математика!

Интересуюсь у Дмитрия, доволен ли он сегодняшними программами и учебниками.

— Я работаю в 5-6-х классах по учебнику Виленкина. Учебник замечательный, очень нравится, самый лучший, на мой взгляд. Удачные задачи, он логически выстроен, отработан. Виленкина очень хвалят в нашем РМО. Что касается 7-9-х, то это учебник Макарычева и Атанасяна — геометрия. Очень я ими доволен, замечательные программы. В 10-11-х классах — алгебра Мордковича и геометрия Атанасяна. Мне оба учебника нравятся. Единственное, что пока не очень устраивает, — не все задания соответствуют ЕГЭ. Конечно, и госэкзамен несовершенен, мы пока живем в условиях реформирования, надо пробовать, надо менять и в итоге прийти к чему-то совершенному.

С Дмитрием мы говорим о трудностях, с которыми сталкиваются дети при изучении предмета. Дмитрий отмечает, что трудности в геометрии начинаются у тех, кто не обладает пространственным мышлением. В 10-м классе в стереометрии начинаются объемные фигуры. Для некоторых детей это очень трудно, они просто не понимают объема. Столкнувшись с проблемой раз-другой, Дмитрий сам стал искать причину. И нашел. Оказывается, в последние годы сократили часы черчения, а оно очень хорошо развивало пространственное мышление. Раньше, когда Дмитрий начинал работать, черчению уделялось должное внимание, и проблема не стояла столь остро.

О планах на будущее Вантрусов пока не задумывался. Его захватывал сам конкурс, в нем он поставил перед собой цель — не подвести регион. Своим выступлением, и учениками, и принимающей школой был доволен, провел нормальный, рабочий урок по плану. С конкурса поехал в прекрасном настроении, вдохновленным, горя желанием работать еще лучше, еще профессиональнее.

— Как я люблю свою работу! Как в фильме «Москва слезам не верит» Гоша говорил: «Почему я так люблю свою работу? Потому что, когда я прихожу, вокруг все начинает вертеться и крутиться». Так же и у меня. В школе время так быстро проходит: посмотришь на часы — уже пять, нужно домой идти. Очень люблю ребят. Звонок прозвенел, другие бы ушли, а у меня толпа стоит у стола, что-то спрашивают — интересно им со мной, а мне с ними. А теперь у меня к тому же еще и пятиклашки. Как вижу их глаза, так радуюсь. Какие они любознательные, искренние. Так что планы у меня — работать и наслаждаться своей работой.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 03 от 20 января 2015 года



Гущин Д. Д.