На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дидигова З. А.
финал конкурса 2010 года

Тарасова И. Ю.
финал конкурса 2013 года

Маркуева Е. Д.
финал конкурса 2015 года

Труфанов Е. Е.
финал конкурса 2017 года

 

Информация о конкурсанте

 


Квест по-якутски

Как разбудить интерес к чужому наречию

Я совершенно уверена, что якутские учителя на конкурсе «Учитель года России» — до конца не раскрытая категория участников, не разгаданная. Иногда они ярко восходят над конкурсным горизонтом, как Феня Леханова, учитель эвенкийского языка из Республики Саха (Якутия), которая в 2000 году вошла в пятерку победителей на всероссийском финале. Но часто остаются в тени. Не потому, что серые и неинтересные. Просто они ни на кого не похожи, не под кого не подлаживаются, остаются сами собой. И еще якутские педагоги традиционно скромные и критически настроенные к самим себе люди.

О скромности якутов уже не раз написано и сказано, в том числе на страницах нашей газеты. Не стоит повторяться. Тем более что мой герой — учитель года Республики Саха (Якутия) – 2013 Федор Ушканов — педагог новой формации. Нет, конечно, он живет в соответствии с традициями и тоже достаточно скромен и молчалив как типичный якут. Но вместе с тем он молодой человек, современный парень, к тому же учитель английского языка. В Федоре Федоровиче удивительным образом сошлись Запад и Восток (как тут не вспомнить Киплинга! Конечно, это уже давно журналистский штамп, но что поделать...). Так вот в данном случае столь далекие друг от друга цивилизации все-таки сошлись, чтобы родилось... что-то новое.

Новое в конкретном смысле этого слова. Речь идет о новых информационных технологиях. При чем здесь они? Сейчас объясню, но сначала потерпите, будет предыстория, не менее интересная...

Начну с того, что Федор Ушканов не просто учит своих детей иностранному языку, он стремится делать это качественно. Для него качество преподавания означает создание условий, для того чтобы ребята до конца отдавали себе отчет, зачем им нужен предмет «Английский язык». Казалось бы, что за блажь у молодого «англичанина»? Сотни, тысячи учителей преподают, не обращая никакого внимания на желание школьников быть наученными. К тому же английский язык однозначно необходим всем, так считается...

Однако Федор Федорович — якут. А для якутской педагогики характерно уважение не только к старшим, но и к детям. Соблюдение их интересов, желаний, учет возможностей.

Федор Ушканов пришел работать учителем в альма-матер, которую окончил в свое время, — Малыкайскую среднюю школу имени М.В.Мегежекского. С одной стороны, самую обычную — не лицей, не гимназия, с другой стороны, специализированную — агропрофилированную. Многие ученики в старших классах уже работают и неплохие деньги зарабатывают. И вот ребята, которым не понаслышке знаком тяжелый физический труд, приходят на урок английского. Фразы, грамматика, тексты о культуре, путешествиях, зарубежных странах, литературе... Все это выглядит таким оторванным от жизни, что подростки и не думают притворяться, прямо говорят учителю, что им это неинтересно и ненужно. Как в подобных случаях отвечает ученикам педагог? Конечно, он говорит, что ребята обязательно поедут за рубеж, например, на отдых, должны же они знать хотя бы элементарную лексику, чтобы объясняться. «А вы уверены, что поедем? — скептически вопрошают якутские школьники. — И если поедем, то именно в англоязычные страны? А мы вот в Китай собираемся...»

Для Федора Ушканова мотивация детей к изучению английского языка стала основной проблемой преподавания. А стремление не «кормить» насильно иностранным на уроках, дать почувствовать вкус к чужому наречию — делом чести. К тому же Федор Федорович прекрасно понимает: практичные современные подростки хотят состояться в жизни здесь и сейчас, несбыточные мечты не для них.

Может быть, именно результаты этой работы и привели сельского учителя английского языка на конкурс «Учитель года», ведь с ростом интереса к предмету неизбежно повышаются и качество преподавания, и мастерство. Появляются яркие приемы, просыпается педагогический дар.

Сам Федор прекрасно помнит тот волшебный момент, когда изменилось его собственное отношение к английскому языку. Учился без особого интереса, ходил на уроки и вдруг... начал смотреть другими глазами на привычные занятия и давно знакомого педагога Людмилу Софроновну. Виной тому... группа «Backstreet boys». Кассету с записями именно этой группы прислала Федору-девятикласснику его родная сестра Анастасия. Песни были, естественно, на английском. И Федор раз и навсегда влюбился не только в композиции, но и в английский язык. Захотелось его изучать, знать. Очень скоро Ушканов вылез из троек по предмету, стал получать четверки, затем пятерки. К концу школы стало понятно, что английский язык должен стать профессией. Мама — директор музея, учитель национальной культуры, отец — тракторист — были удивлены выбором сына. Но, конечно, не возражали.

Федор поехал поступать на факультет иностранных языков Якутского государственного университета. Все-таки многое в жизни решает случай! Хорошист Ушканов на изложении вдруг получил тройку — преподавателя, который диктовал текст, практически не было слышно на «камчатке», куда попали Федор и еще несколько «счастливчиков». Ребята фактически писали сочинения, додумывая то, что недослышали... Не пройдя по конкурсу, Федор не растерялся — подал документы в педагогический колледж и поступил. Получив диплом учителя английского языка, он попытался еще раз свернуть с педагогической стези — хотел стать военным, да и язык бы пригодился. Но опять звезды сошлись так, что приглашение из военного вуза долго искало Ушканова, а когда нашло, он уже работал в школе и семья возникла. Крепкая семья, несмотря на то что с будущей женой со сказочным именем Нария (что в переводе с якутского означает «красавица») Федор познакомился всего за три месяца до свадьбы. Уже не хотелось ничего менять в своей жизни, да и преподавание, как выяснилось, дело по душе и способностям.

Но вернусь наконец к идее, родившейся у Федора Ушканова, когда он осознал, что его ученикам совсем неинтересен английский язык.

В 2012 году Федор Федорович и его ученики увлеклись робототехникой. Это лего-конструирование, программирование лего-конструкций на определенные действия. Между прочим, в этом году ребята из Малыкайской школы нахватали призовых мест на первом республиканском фестивале робототехники в Якутске.

Так вот интерес к роботам легко перерастает в интерес к иностранному языку. Ведь программы, которые нужны для их сборки, — на английском, преподаватели, которые обучают детей в международных лагерях, тоже говорят по-английски большей частью. Вот вам и практическая необходимость изучения языка. Тем более что Федор Ушканов — жутко принципиальный педагог. Поставил задачу и вместо детей работать ни за что не будет. Совет, консультация — пожалуйста, но старайтесь разобраться самостоятельно.

Конечно, роботы не единственная тема для разговора с ребятами на английском. Да и интересна она все-таки больше парням. Девушкам Федор Федорович предлагает творческие задания. Например, они создают презентации для выступлений, положим, на конкурсе песен на английском языке.

Кстати, Федор, конечно, не забывает о пении и песнях, которые когда-то, можно сказать, подарили ему профессию. Увлечение давно переросло в настоящую привязанность. Федор пишет стихи на трех языках — русском, якутском, английском, поет, благо голос у него красивый. «Спасибо родителям», — улыбается он. А на уроках поет не только учитель — весь класс!

Спели — начинают разбираться, о чем песня, какие в ней скрыты тайны. Вот одна из любимых композиций педагога и его воспитанников — «Let it be» Битлз.

«Это прекрасная песня, в которой есть глубокий смысл, — рассказывает Федор. — Пол Маккартни пел о ситуации, которая может быть у обычного человека. Мы разбирались в этом, когда переводили. Это замечательный момент, когда дети сами переводят тексты плюс к этому находят варианты в Интернете. Потом они сравнивают. И рассуждаем, о чем идет речь. В песне есть известные строчки: «Mother Mary comes to me...» Считается, что это обращение к Святой Деве Марии. А мы в биографии сэра Маккартни покопались и узнали, что его маму звали Мэри. Значит, кого он зовет в трудные моменты и про кого он вспоминает? А вдруг это мама? Мы дошли до этого, и дети сказали: «Классно!»

А коллега по предмету и по конкурсу, участник «Учителя года России – 2011» Евгений Федоров подсказал Ушканову еще один прием, вызывающий живой интерес детей к уроку, — перевод английских идиом. Разобравшись, что означает то или иное выражение, отсмеявшись, потому что иногда это бывает очень забавно, дети даже в жизни английские идиомы используют!

На конкурсном уроке у Федора Ушканова была та же задача, что в будничной практике, — мотивировать детей, заинтересовать их темой. И тема была любимая — роботы. Федор Федорович взял книгу Айзека Азимова «Я, робот» и фильм, снятый по этой книге. Сценарий этого урока на соседней странице. В реальности урок пошел не совсем так, как планировалось. Робот, которого учитель принес с собой на урок к ученикам подольской школы, не захотел двигаться. Конечно, якутский «англичанин» огорчился и на самоанализе сразу стал каяться, что, мол, урок не удался. Перестарался с самокритикой, которая, как я говорила, одно из качеств национального характера. Потом уже понял, что можно было как-то обыграть ситуацию прямо на уроке, предложить ребятам оставить эксперимент с роботом на следующий урок... Но так или иначе вывод, что надо быть готовым к импровизации, и не только на конкурсе, Ушканов для себя сделал. А дальше было продолжение...

«То, что урок удался, я понял на следующий день, когда подошел ко мне мальчик и сказал, что его заинтересовал фильм, о котором я рассказывал. Он его нашел, скачал, посмотрел и попросил свою маму найти ему книгу. И девочка подошла и рассказала, что искала книгу в Сети, параллельно прочитала много интересного про Айзека Азимова. Мотивационная цель моего урока была достигнута — дети пошли за фильмом и книгой в Интернет», — объясняет Федор Федорович.

Во время нашего разговора, рассказывая историю своей жизни, якутский учитель года говорил о позитивном опыте. Похоже, и конкурс «Учитель года» стал именно таким позитивным событием. А следом за ним случилось еще одно чудо, ведь появление на свет нового человека — всегда чудо. Зимой 2014 года у Федора Ушканова и его супруги родился третий сын! У жены, по профессии бухгалтера, прибавилось забот — разумно выстраивать семейный бюджет, у Федора стало меньше времени на любимые охоту и рыбалку.

Позитива наверняка еще будет немало. Добрые вести всегда приходят к тому, кто их ждет. И даже ищет. В своем конкурсном эссе Федор Ушканов написал: «В английском языке есть слово «question», которое обозначает «вопрос». Корень этого слова «quest» переводится как «поиск». Я могу сказать, что нахожусь в состоянии поиска и по-другому жизнь свою не представляю. ...В первую очередь учитель должен стремиться к самоанализу и самосовершенствованию. Отсюда и самоотдача, и вдохновение, и профессионализм». Лучше не скажешь.

Оксана Родионова, «Учительская газета», № 27 от 8 июля 2014 года



Гущин Д. Д.