На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Не повышая голоса

Татьяна Сапожникова учит подопечных находить удовольствие в решении сложных задач

Существует мнение, что математики народ сухой, неинтересный. Но также всем известна другая сентенция — «талантливый человек талантлив во всем». Татьяну Анатольевну Сапожникову можно назвать математиком с творческим уклоном. Она пишет стихи и поет в вокальном ансамбле педагогов вурнарской средней школы №2. А еще она умеет расположить к себе каждого ученика, каждому ребенку внушить уверенность в том, что у него все получится, стоит лишь чуть-чуть постараться.

Учитель года Чувашии – 2013 живет и работает в Вурнарах. Это один из самых крупных поселков в республике. По данным последней переписи, в нем 12 тысяч жителей, треть из них — дети. По городским меркам это немного. По сельским — огромное количество. Несмотря на крупное химическое производство, поселок выглядит чистым, красивым и уютным. Приезжему сразу видно, что жители любят свою малую родину, заботятся о ней.

Татьяна Анатольевна с гордостью добавляет:

— И о детях заботимся. У нас две большие школы, детская школа искусств, детско-юношеская спортивная школа, Дом детского творчества, спортивный клуб «Химик», включающий в себя футбольный клуб и секцию спортивной гимнастики. Далеко не все дети, живущие в сельской местности, имеют такие возможности для развития, как наши.

Неудивительно, что из 55 учителей школы, в которой работает Татьяна Анатольевна, 17 — это бывшие выпускники. Получив высшее образование, они захотели вернуться и не пожалели об этом. Есть надежда, что и нынешнее поколение выпускников вурнарской школы жизнь не разбросает в разные стороны, хотя многие уехали учиться в большие города. Например, сын Татьяны Анатольевны, выпускник нынешнего года, гордость школы, отличник, поступил в РХТУ имени Менделеева, чтобы потом продолжить дело отца — главного инженера завода. Родители Татьяны Анатольевны тоже из крепких рабочих династий, отдавших химическому предприятию сотни трудовых лет.

Детские мечты и увлечения моей героини были связаны с творчеством. Тем более что и способности проявились довольно рано и отчетливо. Школа давалась легко, почти все предметы были одинаково интересны. С удовольствием училась Таня и в музыкальной школе, любила выступать на концертах. Ей нравилось быть в гуще событий, не случайно ее выбирали на все школьные руководящие посты. Она была председателем совета отряда, а потом и дружины, позднее стала комсоргом школы. В роли учителя впервые попробовала себя, будучи еще в 6-м классе. Во время дня самоуправления ей доверили провести урок пения. Такая высокая честь выпала только Тане — остальные учителя были десятиклассниками. И урок прошел на должном уровне — не подвела шестиклассница!

— А в 11-м классе я вела секцию аэробики для девочек. При этом сама была очень нехуденькая. Но именно таким образом решила преодолеть свои комплексы.

Осознание предстоящего выбора профессии пришло не сразу. Начало 90-х годов — смутное время: все меньше мальчишкам и девчонкам хотелось становиться учителями, врачами, летчиками. Ровесники Татьяны мечтали стать финансистами, экономистами и юристами. Но и к своим 17 годам она свой выбор уже сделала. Жизнь вне школы ей просто не представлялась. Большую роль в этом сыграли любимые учителя: математик Клавдия Николаевна Левина, историк Тамара Александровна Алексеева, словесник Нина Дмитриевна Николаева, Елена Андреевна Алексеева — учитель английского языка. Такт, сдержанность, любовь к детям вызвали у Татьяны не только благодарность и уважение, но и желание последовать их примеру. Но почти до выпускного класса она все-таки не могла определиться с предметом: и история нравилась, и русский с литературой, и все одинаково хорошо давалось, не случайно же она серебряная медалистка. Но все же победила математика.

— Почему? — спрашиваю у Татьяны Анатольевны.

— Проанализировав особенности каждого из предметов и заглянув в себя, я поняла, что для меня самое интересное — находить решение сложной задачи. Я получаю удовлетворение, если верный ответ найден. Так ведь и в жизни: она каждый день ставит перед нами новые проблемы, а мы ищем пути их решения. А вот верные они или нет, показывает лишь время.

В Чувашском государственном педагогическом институте имени Яковлева Татьяне встретились очень достойные педагоги. Самый большой авторитет среди студентов был у Бориса Гурьевича Миронова — преподавателя математического анализа (сейчас он ректор педагогического университета). В каждом студенте он видел личность, к каждому относился с уважением.

Учиться Татьяне очень нравилось, а вот предстоящее учительство внушало страх. Чем ближе подходило первое сентября, тем становилось страшнее. Татьяна Анатольевна до сих пор не может забыть своего волнения накануне первого самостоятельного урока:

— Это что-то неописуемое, непередаваемое. Меня поймет только тот, кто был в таком же положении. В первый год работы мне дали три пятых класса, мы с ребятами грызли гранит науки вместе. И не могу точно сказать, кому из нас было труднее.

Наблюдая за тем, как некоторые учителя налаживают дисциплину в классе, Сапожникова твердо решила, что никогда не будет повышать голос, ведь ученики обладают хорошим слухом.

— Я подумала: если то, что я пытаюсь до них донести, важно, то ученики меня услышат, если нет, значит, я плохой учитель и в школе мне не место, — вспоминает она.

Татьяне Анатольевне не пришлось ни повышать голоса, ни уйти из школы. Человек позитивный и коммуникабельный, она быстро нашла контакт с учениками. Личностные качества помогли в работе. Первый испуг молодого учителя быстро прошел. Очень скоро моя героиня поняла, что ничего не надо из себя выжимать, тем более надевать маску строгости и неприступности — нужно быть собой. Когда ребята это почувствовали, пришло полное взаимопонимание. Кстати, своим первым ученикам Татьяна Анатольевна очень благодарна:

— Они многому меня научили. Без нашего общения не было бы меня сегодняшней. С ними я стала мудрее.

Интересуюсь у Татьяны Анатольевны, какими ей видятся первые годы работы с высоты сегодняшнего опыта. Можно ли определить, чего было больше: педагогических удач или поражений?

— У Пастернака есть красивая фраза: «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать...» Поэту такое позволительно, а педагог, по-моему, отличать одно от другого обязан. На мой взгляд, педагогическая удача состоит в том, что ученики становятся по жизни успешными, находят себя, ведь задача не в том, чтобы воспитать математика, нашпигованного формулами, а чтобы научить каждого ученика трудиться, добывать самостоятельно знания, причем желательно в течение всей жизни. А педагогическое поражение — это нереализованные способности ребенка. Хочется верить, что поражений меньше. Мои первые ученики еще сравнительно молоды, поэтому однозначные выводы делать и трудно, и преждевременно.

Не было ли искушения уйти из школы? На этот вопрос Татьяна Анатольевна дает вполне искренний ответ:

— Учителя — народ эмоциональный, и это неплохо. Однако эмоциональное выгорание имеет место, особенно у проработавших много лет. Это происходит из-за огромной психологической нагрузки, вызванной ответственностью за учеников. А еще, как это ни покажется странным, способствуют признанные достижения. Учитель, получивший разного рода поощрения и похвалы, думает: «Вот я реализовался, достиг своего пика в профессии, что дальше?»

Мысли о том, что стоит попробовать себя в иной деятельности, приходили и Татьяне Анатольевне. Тем более что время от времени поступали интересные предложения. Но стоило ей вспомнить глаза своих учеников, подумать о том, что она им нужна, что они ее любят, — и тут же пропадала усталость, дурные мысли улетучивались как сон.

Конечно, добиться каких-то результатов можно, только если работаешь с полной отдачей, а это отнимает немало времени. Но, к счастью, в семье Сапожниковых каждый старается поддерживать друг друга. Даже младший сын Татьяны Анатольевны, пятиклассник (и тоже отличник), не уступает в этом отношении старшим.

— Я не могу сказать, что мне сложно совмещать успешную работу и семейные обязанности. Наоборот, приходя домой с какими-то проблемами, я знаю, что мои дети и супруг всегда подскажут, как с ними справиться и выйти из сложной ситуации, — признается она.

Последние годы Татьяна Анатольевна является заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а до этого много лет была классным руководителем, участвовала в конкурсе «Самый классный классный» и даже была победителем районного этапа в 2008 году. Ей всегда удавалось сплотить коллектив, научить болеть душой за проблемы каждого одноклассника и всего класса.

На своих уроках Сапожникова предлагает ученикам задачи практической направленности из области реальной математики. Таких задач достаточно много в КИМах, ГИА и ЕГЭ, а в учебниках математики, напротив, недостаточно. Татьяна Анатольевна видит, что при решении такого рода задач глаза детей загораются, им интереснее моделировать на уроках жизненные ситуации.

Ученики Сапожниковой с удовольствием ведут рубрику «Учение с увлечением» на страницах школьной газеты «М@лекулы». Здесь можно встретить и математические головоломки, и кроссворды, и занимательные задачки. В ходе работы ребята сами узнают много нового и получают навыки отбора полезной информации. Чтобы заинтересовать своих учеников, Сапожникова часто использует на уроках технологию онлайн-тестирования. Ребята видят в компьютере независимый и беспристрастный инструмент по оценке их знаний, и это мотивирует их к более внимательному изучению тем. И дело даже не в том, что таким образом объективно повышается средний балл в каждом классе. Ученики Сапожниковой не боятся тестов и разного рода испытаний, активно участвуют в различных всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах «Олимпус», «Пифагор», «Кенгуру», «Эврика», занимают призовые места в научно-практической конференции «Excelsior» и предметных олимпиадах. А еще ребята создают собственные мини-проекты с презентациями по целым разделам предмета, демонстрируют свои проекты во время Недели математики в рамках предметных недель в школе.

Татьяна Анатольевна счастлива тем, что в ее жизни воплотилась пословица «Где родился, там и пригодился». В истории Вурнарского района ее победа — первая на республиканском уровне. Весь Вурнарский район радовался этому долгожданному успеху. Поздравления звучали на улицах поселка даже от незнакомых людей, печатались в районной газете, размещались на сайтах администрации Вурнарского района и отдела образования.

— Это было настоящее ликование. Но без поддержки моих коллег, родных и близких эта победа была бы невозможной. Ведь конкурс такого уровня требует полной самоотдачи как в профессиональном, так и в творческом плане. Но зато и дает он много. Каждый участник финала знакомится с самым передовым педагогическим опытом и может взять из него все самое лучшее, чтобы привезти его своим землякам. Таким образом происходит круговорот доброй энергии.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 33 от 19 августа 2014 года



Гущин Д. Д.