На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Широкова И. П.
финал конкурса 2009 года

Преловская  О. В.
финал конкурса 2009 года

Мунхоев А. Д.
финал конкурса 2008 года

Диденко В. В.
финал конкурса 2018 года

 

Информация о конкурсанте

 


Жизнь без брака

Почему туризм — самый гуманный вид спорта?

Дубовская школа поселка Дубовое Белгородского района Белгородской области современная, красивая и большая. Тот, кто спешит на урок в начальные классы, выходит на одной остановке транспорта, а кто занимается в корпусе для средних и старших, — выходит на следующей. Самая главная достопримечательность школы — ее спортивный комплекс: бассейн и три спортивных зала. В маленьком занимаются малыши, средний зал обычный, таких в школах большинство, и есть еще большой, который точнее было бы назвать очень большим, в нем проводятся все районные соревнования. На такое количество залов в школе трое гимнастических брусьев, шесть бревен и еще масса самого разнообразного спортивного оборудования и инвентаря. Да, еще есть своя лыжная база. Думаю, понятно, что в Дубовской школе физкультура — один из горячо любимых предметов, поэтому логично, что самый известный учитель физической культуры, победитель областного конкурса «Учитель года – 2013», вошедший в лидерскую пятнашку на всероссийском финале, тоже работает здесь.

Для Валерия Махова трудного вопроса, кем быть, даже в детстве, не существовало. Когда сегодня его спрашивают, как и почему выбрал профессию учителя, отвечает словами Высоцкого: «Мне выбора, по счастью, не дано». Родители Ольга Валерьевна и Игорь Валентинович — потомственные учителя. Она учит малышей в начальных классах, он преподает физкультуру, их сыновья Валерий и Игорь, старший брат Валерия, — педагоги в четвертом поколении и, как и родители, заядлые туристы. Правда, Игорь Игоревич преподает в Белгородском университете, а Валерий Игоревич не представляет себя без школы, зато оба защитили кандидатские и стали соавторами учебного пособия «Туризм на уроках физической культуры». Года два назад семья Маховых даже выиграла областной конкурс «Крепка семья — крепка Россия», став победителями в номинации «Лучшая трудовая династия».

— То, что я стану учителем, — рассказывает Валерий, — было определено с детства. Пример родителей, причем удачный пример, всегда был перед глазами. Принято считать, что учительские дети обделены вниманием родителей, и таких действительно немало. Но у нас было как раз наоборот: всю начальную школу мы проводили с мамой, а в средних и старших классах с нами очень много занимался отец.

Валерий говорит, что до сих пор вспоминает картинку из детства, как они с мамой приезжают уставшие домой, она после уроков, а он, отучившись, ездил на тренировки, возвращался усталый и падал спать. А потом, когда просыпался, видел, как мама сидит над его тетрадкой и выполняет домашнее задание, которое сама задала ему во время урока. Говорит, так редко бывало, но картинка в памяти осталась, и чем дальше, тем большее чувство любви и благодарность маме вызывает это воспоминание. Дети ведь и сегодня загружены по полной, если у них есть какие-нибудь дополнительные занятия. У Валеры в детстве дополнительно было две школы — спортивная и музыкальная: плавание, стрельба, туризм, хор, музыка и фортепиано. Вот такие дети растут в учительских семьях!

Наверное, его неуемная энергия и желание каждую минуту своей жизни занимать каким-нибудь любимым и интересным делом тоже оттуда, из детства. Например, с лыжами так было. Ведь еще некоторое время назад никакой лыжной базы в школе не было, но за восемь лет, которые Валерий Игоревич работает в Дубовской школе, он, как сам говорит, «слепил» лыжную базу. Сначала выпросил восемь пар лыж у директора, потом еще четыре докупили, затем централизованно, наверное, перед Олимпиадой, была в районе закупка, и школе выделили на лыжи 50 тысяч рублей. В итоге собралось комплектов на 27 человек, то есть можно работать с полным классом. Хотя это очень сложно — попасть в размер, когда они идут «пирамидкой» от 36 до 46: как поставить весь класс на лыжи, когда, например, у шестиклашек у всех примерно с 36-го по 39-й? Но ничего, сейчас уже и эту задачку решили. Кстати, саму лыжную базу не просто устроили в свободном кабинете, но и продумали, чтобы рядом с раздевалкой был отельный выход, чтобы дети через всю школу с лыжами не ходили и всем было удобно. Но мало учесть все эти тонкости, надо их еще и реализовать, поэтому Валерий Игоревич не устает говорить большое спасибо директору школы Валентине Владимировне Шатило, которая поддерживает его начинания.

— Ведь наша лыжная база, — продолжает Махов, — не только для спорта нужна и для занятий. Вот смотрите, здесь у нас станки для подготовки лыж, я сам выпилил, установил. Лыжа закрепляется на таком станке, гладится, парафинится, чистится. Когда ребенок все это учится делать сам, учится ухаживать за свои снаряжением, у него повышается уважение к лыжам, к спорту, к самому себе. А мы, учителя, таким образом создаем дополнительные условия, где еще можем повлиять на детей в плане воспитания. Сначала я учу ребят хорошо относиться к мячам, к палаткам, к лыжам, но главное — я учу их хорошо относиться друг к другу.

Итогом такой работы можно считать и победы школьной команды под руководством Махова на всероссийских соревнованиях школьников по туризму, и большую популярность школьного туристического клуба «РазМах», и многочисленные призы в районных и областных соревнованиях по триатлону. Мне очень понравилось в школьном тире, куда мы с Валерием Игоревичем пришли во время тренировки девушек. Девчата говорят, что ездить на лыжах, да еще и стрелять при этом, намного интереснее.

А вот что рассказывают ученицы 6-го «Б» класса Аня Анохина и Полина Федоренко:

— В нашем классе Валерий Игоревич преподает два года. Он хороший, добрый и справедливый. И даже то, что отжиматься нас заставляет, это тоже хорошо, потому что мы ленивые, а он за нас переживает. То, что он молодой, это круто, он нас понимает. С ним можно поговорить на любую тему.

Это я и сама видела, когда была на уроках у Махова. Шестиклассники пока еще учатся управляться с мячом, правильно подавать и удерживать его в игре. А вот в восьмом уже идет волейбол, и учитель — да, помогает девочкам. Кстати, мальчишкам так только интереснее. Я же в тот день, побывав на уроках физкультуры в двух шестых классах и одном восьмом, почувствовала, насколько они отличаются. Не только младшие от старших, но шестые друг от друга. Самое интересное, что дисциплина оказалась лучше в обычном классе, куда детей специально не отбирали. Подумалось: сюда бы родителей, возможно, некоторые увидели бы своих детишек с очень неожиданной стороны...

Валерий Игоревич сейчас ведет уроки в первом классе, в пятом, в двух шестых и в четырех восьмых. Со своими старшими он уже восьмой год, с ними же и туризмом занимается.

— Вы не устаете с ними? Особенно от гомона на уроке, от стука мяча?

— Привык. С маленькими я еще стою, а со старшими играю постоянно и после трех таких уроков мокрый прихожу.

— А зачем вы с ними играете? Это же необязательно.

— Необязательно и не всегда рекомендуется, но я помогаю, создаю баланс между силами. И своим участием повышаю интерес к игре, потому что пока они в волейболе еще не большие мастера. Я и когда на конкурс «Учитель года» выходил, тоже говорил о том, что главная задача, которая ставится передо мной как перед учителем, — повысить качество обучения на уроке, эффективность своей работы и успеваемость учеников. За счет чего?

Первое — за счет повышения мотивации к уроку. Если дети будут с удовольствием ходить на уроки физкультуры, то будет очень хороший результат. И мы это доказали. Наш областной конкурс прошел практически на таком же высоком уровне и по таким же правилам, как всероссийский, и оказался хорошей репетицией. Я очень благодарен нашим методистам, Белгородскому региональному институту развития образования и Светлане Дмитриевне Вагуриной, курирующей подготовку педагогов к конкурсу. И еще, конечно, нашему начальнику Управления образования Белгородского района Наталье Александровне Кулабуховой, которая поддерживала нас во всем.

Так вот и учитель поддерживает и повышает мотивацию своих учеников личным примером. Я ведь не только с ними играю на одной площадке. Со старшеклассниками у нас так было: если самый сильный мальчик в классе подтягивается 20 раз, мне надо сделать 21. Если он — 25, то я — 26. Это мое правило, и оно должно соблюдаться. Еще все знают, что я не курю, не употребляю спиртного, активно занимаюсь спортом, и это тоже ребят стимулирует.

На мой вопрос, есть ли свои дети, Валерий Игоревич ответил с улыбкой: «Ждем». Он женат, супруга из семьи педагогов, сама по образованию экономист. Нашу беседу в тренерской нарушают восьмиклассники: «Валерий Игоревич! А они не хотят играть!» Они — это другие одноклассники и одноклассницы. Махов со словами «Не хотят? Да как же так?!» сам выходит на площадку, становится за девичью команду, мальчишки — уже напротив через сетку, и мячик несется после нехилой подачи.

Я наблюдаю за игрой и вспоминаю наш разговор. Три главных качества, необходимых каждому учителю, назвал Валерий: спокойствие, хладнокровие, терпение. Без них никак. Есть учителя, которые чересчур рьяно относятся к своей профессии, очень активны на первый взгляд, и им надо сразу в бой. Такие, как говорит Махов, всю душу из себя рвут. «А потом все: раз — и сил нет никаких. И результата тоже нет». Потому что в работе с детьми результат появляется не сразу, а по прошествии долгого времени. На своих учеников надо смотреть, когда им по 40 лет исполнится, чтобы понять, насколько успешным оказался учительский труд. Но, увы, сегодня общество таково, что хочет видеть результат сразу, а лучше «вчера». Поэтому, например, труд учителя физкультуры менее ценен и уважаем, чем работа тренера.

— Но мы не спортсменов учим, — объясняет Махов. — Я так и говорю детям: на уроке я учитель физкультуры, а после уроков, на секции, я тренер. Это разные вещи. Уроки нельзя превращать в отбор. И именно за это я не люблю большой спорт, там этот отбор очень ярко проявляется. Одаренного тренер ведет, с ним занимается, а что с остальными происходит, не важно. А туризм универсален для всех, здесь все нужны: и высокие, и маленькие, и толстенькие, и худые. Узелки все могут научиться вязать, по компасу тоже все научатся ориентироваться, поэтому туризм гуманен и вкладывает в детей гораздо больше различных знаний и навыков, чем другой спорт. Поэтому моя идея — вводить элементы туризма на уроках физкультуры, это особенно важно для детей в сельской местности. Здесь дети гуляют в лесу, в поле, и их нужно учить безопасному поведению: как не заблудиться, как не замерзнуть, как помочь друг другу, как переправляться через простые препятствия. И хотя минимальные знания даются на уроках ОБЖ и даже на географии, я считаю, что нужно это делать и на физкультуре. Детям от этого только польза.

В тренерской у Махова висит график его работы на год. Раньше было 10 соревнований, а теперь 30. Рядом с основными мероприятиями дополнительные, а еще туристские, и параллельно конференции, районные и областные смотры-конкурсы, и снова соревнования. Учитель говорит, что самые важные из них — школьные, и их надо провести обязательно. Потому что так ты по-настоящему видишь детей и даешь им возможность проявить себя. Да, так тяжелее и больше времени уходит, но, по мнению Валерия Игоревича, настоящий учитель должен быть фанатиком своей профессии. Не отбывать на уроках, отрабатывая от сих до сих, и не идти в школу, потому что там зарплату повысили. Таких работников Махов называет бракоделами, только их брак намного тяжелее заводского, потому что выпускают они не бракованные изделия, а исковерканные души.

— В учительской профессии брак выпускать вообще нельзя! Потому что мы сегодня учим тех, кто завтра придет работать на атомные станции, будет летать на самолетах или водить по нашим улицам автобусы. Поэтому я считаю свою профессию самой ответственной и важной.

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 09 от 4 марта 2014 года



Гущин Д. Д.