На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Князева Н. К.
финал конкурса 2013 года

Гогулина О. В.
финал конкурса 2012 года

Задорожняя И. В.
финал конкурса 2005 года

Славгородская Е. Я.
финал конкурса 2005 года

 

Второй день

 


Честно о частном — на эссе и с министром


Анна Данилина, Вадим Мелешко (фото)

Реперные точки второго дня семинара для участников федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2017 разошлись во времени и пространстве. Раннее утро началось для конкурсантов привычно — в стенах Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, вечер завершился общением с министром образования и науки РФ на площадке федерального ведомства. Оба эти момента оказались по-своему волнительными.

Утро начинается... с эссе. Ровно в восемь утра 85 конкурсантов вновь собрались в конференц-зале академии. Опаздывать нельзя — об этом предупреждали еще вчера. Процедура выбора темы — дело серьезное. До прошлого года всё было немного иначе, ежегодно тема конкурсного задания звучала одинаково — «Я — учитель», работу писали заочно.

— Мы, конечно, уважаем каждого, но в то же время прекрасно понимаем: в такой ситуации эссе на 99 процентов — продукт коллективного творчества. Поэтому мы решили перевести процедуру написания эссе в очный формат — нам важно увидеть индивидуальность каждого из вас» — отметил заместитель председателя оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России», главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.

Право выбора темы в этом году предоставили самим конкурсантам. Петр Положевец пригласил на жеребьевку самого опытного конкурсанта этого года — Валерия Думлера, учителя физической культуры и ОБЖ средней школы №82 Владивостока (его педагогический стаж — 37 лет) и самую юную конкурсантку — Марию Каримову, учителя английского языка уфимской гимназии №158 имени Мустая Карима. Из мешочка с 21 бочонком для игры в лото (ровно по числу тем, отобранных соучредителями конкурса) конкурсанты вытащили номер 4.

Озвучили тему уже в аудиториях, где участникам семинара предстояло в течение пяти часов работать над эссе: «Номер четыре. Человек, благодаря которому я стал учителем».

Тема одновременно простая и сложная, есть над чем подумать по содержанию, а уж ликбез по поводу формы был просто замечательный: в первый день семинара абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2012 Александр Демахин подробно рассказал, каким стоит быть настоящему конкурсному эссе, а каким не стоит: «Самый низкий средний балл я ставил именно по критерию «Языковая грамотность текста». Перечитайте лишний раз свой текст. Бывает так обидно за хорошее эссе, написанное с ошибками. И запомните: нет необходимости показывать в эссе, что вы знаете цитаты из закона и ФГОСов. Важно понять и показать, где ваш личный опыт пересекается с тем, что актуально для системы образования».

Лекции-консультации по самым разным аспектам грядущих конкурсных испытаний продолжились и во второй день семинара. Рассказать о конкурсном «Уроке» — это будет первым испытание уже в Сочи — на семинар пришел Алексей Доронин, учитель математики московской гимназии №1520 имени Капцовых, лауреат конкурса «Учитель года России» — 2011. «Не спешите повторять какие-либо успешные ходы, которые вы заметили у конкурсантов предыдущих лет, — подчеркнул Алексей Владимирович. — Жюри всегда может их вспомнить и узнать в вашем уроке, особенно, если они будут воспроизведены «слово в слово». И тогда вы много потеряете при оценке по критерию «Новизна». Вообще не стоит слишком увлекаться просмотром уроков прошлых лет и тем более их копированием и воспроизведением. Лучше создавать свое. У нас конкурс учителей-практиков».

Тему выстраивания настоящего конкурсного урока продолжил Игорь Карачевцев, директор Санкт-Петербургской гимназии №166, абсолютный победитель конкурса 2003 года. «Начните диалог с учениками чуть раньше, не со звонка, а с какого-то вопроса, который прозвучит до него, — посоветовал Игорь Альбертович. — Вам тогда будет легче сделать свой первый шаг после звонка. Конечно же, каждый учитель на конкурсе волнуется. Это нормально. Скажите ученикам об этом волнении. Тогда ученики сами не будут волноваться, а будут сопереживать».

Об особенностях подготовки к выполнению конкурсного задания «Интернет-ресурс» рассказали Андрей Сиденко, учитель информатики школы №29 из подмосковных Мытищ, абсолютный победитель 2013 года, и Алла Волкова, учитель физики и информатики гимназии №12 города Липецка, победитель конкурса 2015 года. Андрей Григорьевич также подробно рассказал о социальных сетях и игровых сообществах, на которые сегодня, по оценкам многих экспертов, и взрослые, и дети тратят огромное количество времени. «К сожалению, сейчас всё обстоит именно так: мы упустили момент, когда это еще можно было исправить», — констатировал Андрей Сиденко.

Алла Александровна в деталях рассмотрела вместе с конкурсантами критерии оценки персонального сайта, затронув попутно самые разные вопросы — от возможных дизайнерских решений ресурса до согласия на размещение персональных данных.

Тем же вечером, активно обсуждая услышанное на лекциях-консультациях, конкурсанты отправились в Министерство образования и науки РФ на встречу с министром Ольгой Васильевой. Попутно обдумывали вопросы и оттачивали формулировки — возможность говорить с федеральным министром напрямую подкупала и обязывала. Вопреки всем волнениям, разговор получился очень живым и насыщенным. Спрашивали обо всем.

Учитель истории и обществознания из Хабаровского края Сергей Ляшко решил уточнить у Ольги Юрьевны, увеличится ли количество часов на историю в школе в связи с тем, что с 2020 года планируется ввести обязательный ЕГЭ по этому предмету.

— У нас странным образом история Отечества заканчивается десятым классом... Одни считают, что нужно продолжить до 11 класса, а другие — что историю XX и XXI века надо включить в блок «Россия в мире». Я все-таки за продолжение курса отечественной истории», — ответила Ольга Васильева.

Историк из Нижнего Новгорода Иван Горячков тему поддержал: а будет ли этот экзамен разделен на базовый и профильный уровни? Министр заявила: деления быть не должно, но требуется взвешенный подход, и сама заговорила об учебниках истории: «Мы не были первыми, кто разработал единые учебники. Нидерланды семь лет ломали копья — в итоге они выбрали более 300 фактов, которые назвали неоспоримыми, — отметила глава ведомства, добавив, что в истории любой страны «есть факты, которые должен знать каждый».

Елена Скитихина, учитель информатики и математики из Калужской области, спросила о том, каким образом можно сегодня привлечь в школы больше педагогов-мужчин.

— Мы очень надеемся на целевое обучение, — заявила Ольга Васильева. — В этом процессе должны участвовать регион, студент и работодатель. Тогда будет эффект. Обязательства обычные — работа на определенном месте, срок — не менее 3 лет. Еще, если помните, раньше сельские молодые учителя получали освобождение от армии. Это была хорошая практика.

При этом министр добавила, что исключительно материальные меры здесь не помогут: «Количество денег не определяет количество счастья. Некоторые страны, например Великобритания, присвоили своим учителям статус госслужащих. В итоге у них большая пенсия. Во Франции не все учителя госслужащие, только французского языка. Это, конечно, дает отдаленные, но перспективы, это причины, по которым люди будут стремиться идти в профессию».

— Можно ли сделать так, чтобы темы итогового сочинения не опережали программу? — попросила Людмила Наарбер, учитель русского языка и литературы из Тульской области. — Сейчас в темы, по сути, заложены произведения, которые мы будем изучать только в апреле.

— Не можно, а нужно. Сделаем, — пообещала глава Минобрнауки России.

Постепенно осваиваясь, конкурсанты стали задавать и вопросы, уже опосредованно относящиеся к профессии. Так, учитель истории из Чувашской Республики Лариса Семенова поинтересовалась у Ольги Васильевой, какими качествами должен обладать педагог, чтобы стать министром, ведь как известно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, да и не так уж правы те учителя, что не мечтают о быстром вертикальном карьерном росте.

Ольга Васильева начала так: «Надо вам ответить честно, как на духу: я никогда не собиралась быть министром образования. Я очень хороший историк. Я более 25 лет этим занимаюсь. Я много писала. Может быть, это не совсем корректно, но я могу сказать, что горжусь тем, что сделала в этой области. Моя кандидатская диссертация «Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны», которую я защитила в 1990 году, была первой в своем роде на тот момент... В силу разных причин я ушла из РАНХиГС, а после осознанно перешла в Администрацию президента на должность заместителя начальника Управления Президента РФ по общественным проектам. И затем так получилось, что я стала министром».

Говоря о качествах, необходимых для учителя — будущего министра, Ольга Юрьевна подчеркнула, что в ее семье всегда превыше всего ценилось образование: «Я вообще считаю, что счастлив тот, кто может учиться каждый день. Если бы меня сейчас спросили, пойду ли я учиться, я бы ответила «да». Даже знаю, куда.

Поразительно перекликается с этим высказыванием министра многолетний девиз Всероссийского конкурса «Учитель года России» — «Учить и учиться». Неудивительно, что в итоге беседа получилось такой обоюдочестной и обстоятельной: министр и конкурсанты были явно на одной волне.


К предыдущему дню
К оглавлению
К следующему дню



Гущин Д. Д.