На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Немцева Т. Г.
финал конкурса 2014 года

Молев А. И.
финал конкурса 2011 года

Седых А. Ю.
финал конкурса 2006 года

Шукурова А. И.
финал конкурса 2020 года

Криворучко Е. А.
финал конкурса 2022 года

Осинцева Т. В.
финал конкурса 2024 года

 

Информация о конкурсанте

 


Песни математики

Нам цифры творить и жить помогают

Александру ПЕРФИЛЬЕВУ, учителю промышленновской школы №56 Кемеровской области, кажется, удалось «поверить алгеброй гармонию». Он математик и поэт, на его уроках дети учатся не просто считать, но разрешать жизненные задачи на примере цифр. И при этом — поют!

Отцы и деды

Российский фонд общественного мнения, организовав социологический опрос среди людей разного достатка, выяснил, что уровень дохода человека находится в прямой зависимости от его школьных успехов в математике. Оказывается, что среди успешных, обеспеченных россиян 67% любили в детстве уроки математики. Александр Николаевич с общественным мнением абсолютно согласен — именно математика помогает ему находить правильные решения в жизни.

Одно из главных он принял в юности — стать учителем. Казалось бы, в чем трудность — он представитель четвертого поколения большой педагогической династии, общий стаж которой насчитывает 950 лет! Среди его родных — 33 учителя практически всех школьных дисциплин. Но ведь такое родство и обязывает даже не вдвойне, а в 33 раза. Надо стать не просто учителем, а учителем под стать династии. Поступая на матфак Кемеровского государственного университета, Александр слегка даже побаивался думать о будущем. Просто любил математику — спасибо заслуженному учителю России Валентине Георгиевне Земф за занятия, на которых вместе с классом узнавал «чудеса и тайны». Учился нелегко, но весело, успевал играть за факультет в баскетбол и волейбол, принимал участие в КВН. Здесь же, на матфаке, встретил будущую жену Ольгу, и уже на третьем курсе узнал радость отцовства.

То, что математика в жизни Перфильева — основа основ, стало понятно быстро. Но ведь и царицы всех наук мало, чтобы стать педагогом. Помогла практика в школе после четвертого курса. Разбирая «полеты», руководитель сказал, что Перфильева видит только учителем. Наверное, именно этой фразы и не хватало Александру для уверенности в своих силах. Защищался хорошо, вместе с научным руководителем опровергнув утверждение американского профессора Харрари, и можно было бы подумать о научной работе. Тем более что времена в конце 90-х были трудные, мужчины искали более денежные места. А Перфильев решил, что школа — его долг. Как отца и сына, внука и правнука. В далеком 1929 году его прапрадед Антон Иванович Шкапар приехал в Промышленновский район. Зная грамоту, по просьбе местной власти взялся за обучение сельской детворы на общественных началах. Дед Алексей Антонович, тоже учитель, убедил сельчан построить одну из первых средних школ в районе. Воздвигали ее всем миром, не думая о деньгах, строили будущее детям.

— Мы — основа, пьедестал, мы будущее лепим! — Александр Николаевич в это верит свято. — Это мы должны научить молодых быть мужественными и добрыми, уметь подставлять плечо под трудное дело и держать свое слово, это наши ученики будут завтра строить, летать, изобретать, управлять Россией, наконец, а значит, наша профессия — самая важная, и мужчинам тут самое место!



Адреналин в избытке


Однажды все же Перфильев попытался уйти из школы — предложили место в администрации района. И вроде бы сфера похожая, тоже с молодежью работал. А не то — адреналина не хватало.

— В некоторых классах каждый урок как на пороховой бочке, — смеется Александр Николаевич. — С нынешними детками надо ухо держать востро: они живут в Сети и чего только там не набираются! Значит, ты должен всегда идти на шаг впереди: больше знать, иметь обо всем представление. Ты должен быть интересен своим ученикам как личность! Наша профессия заставляет держать себя в форме и физически, и интеллектуально.

У него, кстати, такого адреналина и дома немало — два сына и дочь. Старший, Антон, не пошел по пути, проложенному предками, — поступил на юридический факультет Томского государственного университета.

— Не обидно? — спрашиваю.

— Нет, он с детства в детективов играл. Я не люблю давить на детей. Решения каждый должен принимать сам.

На уроках Александр Николаевич не дает ребятам готовых решений — они их ищут сами. Говорит, ему повезло — в промышленновской школе №56 организовали деятельность творческих групп по внедрению новых педагогических технологий. Александр Николаевич вместе с коллегами ознакомился с технологией проблемно-диалогического обучения Елены Леонидовны Мельниковой, доцента Академии повышения квалификации Москвы. Она показалась очень подходящей ко времени перемен. Не дать знания, а научить ребенка взять их, сделать его активным участником процесса познания — это очень совпадало с девизом Перфильева, когда-то позаимствованным у немецкого педагога-философа Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Особенность технологии в том, что дети не получают знания, они не даются им в готовом виде, «открывают» их сами, решая проблему. А уж проблемами учитель их обеспечивает, причем близкими и понятными. В шестом классе, изучая отрицательные числа, предлагает из 7 отнять 10. Не получается. А вот на термометре почему-то выходит. Вместе с учителем они разбираются, почему не смогли выполнить задание, постепенно осваивая новую тему.

— На уроке нельзя просто сообщать новый материал, нужно подвигнуть учеников на обсуждение поставленной проблемы, чтобы они сами пришли к правильному решению или выводу, — считает Александр Николаевич. — Бывает, что дети делают неверные предположения. Но нельзя на них реагировать отрицательно, чтобы не убить их интереса. Неожиданную формулировку учебной проблемы я обязательно внимательно выслушиваю, затем спрашиваю других ребят, кто думает иначе. Ребята усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему.

На уроках Перфильева ученики думают и говорят, учась отстаивать собственную позицию, рискуя, проявляя инициативу. Ведь главное, что должен давать урок математики, по мнению учителя, не синусы-косинусы, а программу на принятие жизненных решений. От маленького — к большому, от уроков — к науке. Дети берутся решать не только свои проблемы, но и общественные. Выпускница Анастасия Ковалева, ныне студентка факультета информационных технологий и менеджмента Кузбасского технического университета, посвятила свою исследовательскую работу, навыкам которой научилась в школе, способу взаимодействия органов власти и населения — электронному правительству. И ведь услышала власть, стала работать над программой!



Музыка всех связала


Каждый день открывать новое в своих учениках и в себе — это именно то, ради чего Александр Николаевич каждый день приходит в школу.

— Я их учу, но и они меня учат, — говорит. — Если учитель не признает иного мнения, то ученик не будет его высказывать. Если не умеет слушать ответы — правильные или нет, то и диалога не получится!

Дима Раменев, призер Всероссийской олимпиады школьников, которого Перфильев учил информатике, теперь студент университета, преподал учителю урок: нельзя останавливаться в развитии ни на день. Именно поэтому Перфильев рискнул принять участие в «Учителе года». Открытый урок он проводил под гитару. Любовь к музыке — фамильная черта династии. Но Александр Николаевич пошел дальше, подбирая мелодии к математике. По его мнению, аналитическая и эмоциональная дисциплины очень близки. В музыке немало математики — нотная система, основанная на шкалах частоты и времени, частоты звукоряда, представляющие собой геометрическую прогрессию... Еще Пифагор пытался поверить гармонию алгеброй.

— Ну до Пифагора мне далеко, — смеется Александр Николаевич. — Но с помощью музыки материал быстрее усваивается. Мы перекладываем правила на стихи, подбираем под них известную всем ребятишкам детскую мелодию и поем. Такая форма урока вызывает интерес у многих. Со своими учениками я периодически устраиваю такие уроки, но скажу честно, нечасто: слишком это трудоемко. Чаще в качестве яркого пятна на уроках использую сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.

Впрочем, гармонии с помощью математики Перфильев все же достиг: любимая работа, дружная семья, благодарные ученики... Сердце отдано работе, душа — семье. Тело не бездействует — как начал в университете выступать за команду факультета, так и теперь играет в баскетбол за команду района. Разум тоже на службе общества: Александр Николаевич — депутат районного совета, порядок и благоустройство Промышленной — и его ума дело. И все же конкурс внес новые нотки в эту гармонию. Ему казалось, что за 10 лет хорошо узнал свой коллектив. Но когда коллеги с удовольствием стали помогать готовиться к конкурсу, будто заново увидел, сколько рядом умных, творческих, инициативных, талантливых людей! Даже жена, тоже учитель математики, открылась с новой стороны. Кстати, за победу в областном туре конкурса «Учитель года» награждается не только педагог, но вся его школа. Промышленновская, к примеру, получила мобильный компьютерный класс, добавив Александру Николаевичу работы: вся компьютерная техника школы — в его руках и на его плечах. Да что других — не узнает себя. Прежде общался в основном с детьми, «Учитель года» дал новое умение — управлять взрослой аудиторией. Теперь новую «шевроле лачетти» Перфильева с поздравлением от губернатора Кузбасса на капоте — традиционный подарок Амана Тулеева победителям областного тура «Учитель года» — узнают не только в райцентре, но и во всей области. Александр Николаевич — полноправный член клуба «Учитель года Кузбасса», общественной организации учителей, для которых школа не только место реализации своих профессиональных планов, но и дело всей жизни. Ездят по городам и весям, встречаются с коллегами и студентами, дают мастер-классы, делятся методиками, изюминками, участвуют в обсуждении законов, касающихся детей. Времени на хобби — Александр Николаевич на досуге смастерил всю мебель в доме — остается мало. Но Перфильев умеет с математической точностью распределять дела. Вот какую песенку он пел в классе, когда изучали проценты:

20 — радость, 5 — успех, 30 — дети,

10 — смех,

А теперь еще прибавим труда

груду.

Плюс здоровье, счастье, дом,

100 процентов соберем.

Вот и будет всем нам

маленькое чудо!

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 11 от 18 марта 2014 года



Гущин Д. Д.